Трап (морской термин)


Трап (от нидерл. trap[1]; англ. ladder) — ступенчатая сходня, лестница[2], любого типа стационарная судовая лестница для сообщения между помещениями, отсеками, палубами судна, берегом[3], а также переносные гибкие лестницы из растительного (или синтетического) троса (см. штормтрап, штуртрап — веревочная лестница с кормы[2]).

Трапы относятся к дельным вещам. Нестационарная судовая лестница для схода с судна на берег называется «сходней». Нестационарная перемещаемая небольшая лестница для помощи лоцману сойти с планширя фальшборта на палубу (или подняться с палубы на планширь фальшборта) называется «полутрапом».

Трапы различаются по местоположению на судне (внутренние и наружные трапы), по ширине рабочего проёма (однопоточные и двухпоточные трапы), по способу крепления (стационарные, съёмные и переносные трапы) и по ориентации относительно палубы судна (наклонные и вертикальные трапы). На военных кораблях, в зависимости от установленного распорядка, часть трапов используется для одностороннего движения (только вверх или только вниз).

Полутрап (англ. bulwark ladder) — нестационарная, переносная небольшая наклонная лестница для помощи лоцману сойти с планширя фальшборта на палубу (или подняться с палубы на планширь фальшборта). Имеет поручни для рук.

Внутренние трапы на пассажирских судах художественно оформлены, имеют бо́льшую ширину и малый наклон.

Вертикальные скоб-трапы — вертикальные или почти вертикальные ступени из стальных выгнутых в букву П квадратных профилей (круглый профиль не одобрен, так как нога скользит), не имеющие поручней и тетивин. Квадратный профиль должен быть повёрнут так, чтобы нога вставала на угол (меньше скольжения, но обувь быстро выходит из строя). Устанавливают часто на мачтах, дымовых трубах, шлюпбалках, в шахтах, трюмах, башнях. Скоб-трапы состоят из стальных прутьев (скоб), привариваемых одна над другой с некоторым интервалом.