Счёт (математика)


Счёт (также подсчёт) — в арифметике, определение количества однородных («считаемых») предметов, то есть установление взаимно однозначного соответствия между множеством этих предметов и началом натурального ряда[1].

Понятие счёта неочевидно и не требуется для многих элементарных задач, при решении которых сегодня используется подсчёт объектов. Например, первобытный охотник не считал своих спутников, а убеждался в том, что никто не отстал, просто окинув группу взглядом, схожие навыки есть даже у утки, которая в силах почувствовать, все ли утята следуют за ней. Аналогично, Дж. Морган (англ. James Morgan) наблюдал у австралийских аборигенов обмен угрей на коренья, при котором предметы раскладывались в два сопоставленных ряда. Первое абстрагирование произошло, когда в качестве множества для сопоставления стали использовать пальцы рук и ног[1]. Миклухо-Маклай описывает групповой десятичный счёт у папуасов (один участник загибает пальцы по единицам, другой — по слову «две руки»)[2]. Так возникли предпосылки десятичной системы счисления, некоторые языки сохранили память о системах с основанием 20 (пальцы рук и ног, грузинский язык), 11 (пальцы рук плюс одна рука, коренные новозеландцы[какие?]), 5 (пальцы одной руки, шумеры, ацтеки)[3]. Встречалась и двоичная система счисления (у племени на одном из островов Торресова пролива: 1 = урапун, 2 = окоза, 3 = окоза-урапун, 4 = окоза-окоза)[4].

Результаты счёта первоначально записывались в форме зарубок и узелков. С появлением цифр возникло три способа записи[5]:

Наиболее известным примером комбинации аддитивной и субтрактивной записи являются римские цифры, где IX = 9, XI = 11. Изобретение позиционной системы счисления (с основанием 60) относится к древнему Вавилону[6].

Обучение счёту производится обычно в дошкольном возрасте, ребёнок в состоянии освоить сопоставление двух множеств после трёх лет. При обучении разделяется порядковый и количественный счёт (то есть использование порядковых и количественных числительных.