Тактическая ролевая игра


Тактическая ролевая игра (tactical role-playing game, TRPG) — жанр компьютерных игр, сочетающий элементы компьютерных ролевых игр и компьютерных стратегических игр. Встречаются и более необычные сочетания жанров, например, включение элементов визуальной новеллы. Основной акцент игрового процесса в тактических ролевых играх сделан на принятии тактических решений во время боя. Схватки в таких играх зачастую занимают больше игрового времени, чем стратегическое планирование или диалоги. Жанр лишен четких рамок, и многие принадлежащие к нему игры могут быть отнесены к компьютерным ролевым играм или же пошаговым стратегиям.

Популярными сериями тактических ролевых игр являются разработанные в Японии серия Shining, Valkyria Chronicles, Fire Emblem, Front Mission и Disgaea; разработанная в Канаде серия Jagged Alliance; разработанная в России серия Silent Storm; разработанная в США трилогия The Banner Saga; разработанная в Великобритании серия X-Com и ее современный американский ребут XCOM.

Подобно компьютерным ролевым играм, игрок управляет группой персонажей, обладающих набором повышаемых характеристик; он обследует игровой мир, выполняет задания-квесты и вступает в бои с разного рода противниками. Сами бои, однако, имеют большее сходство с варгеймами: управляемые игроком персонажи и их противники размещаются на некоей карте с прямоугольной, изометрической или гексагональной сеткой, по которой могут передвигаться в порядке ходов, предпринимая те или иные действия. Победа в бою определяется успешностью взаимодействия персонажей и верностью принятых игроком решений по планированию боя.

Важно, что тактические бои представляют собой основную, если не единственную часть игрового процесса, а прочие его составляющие (обследование мира, мирное взаимодействие с NPC, закупки в магазинах, строительство базы) служат дополнениями к боям — проводимое в них время несопоставимо со временем, проводимым в собственно боях. Так, практически все квесты в тактических ролевых играх разрешаются прохождением цепочки боев и каких-то производимых в этих боях действий. И даже в X-Com, Phoenix Point или Xenonauts, в которых стратегический режим со строительством базы и менеджментом персонала и ресурсов крайне важен для победы, тактические бои занимают больше времени и как правило важнее для игрока, который хочет сохранить своих опытных персонажей для конечной победы в кампании.