Тассар, Жан Пьер Антуан


Жан Пьер Антуан Тассар (фр. Jean-Pierre-Antoine Tassaert; 1727[1][2][…], Антверпен, Брабант — 21 января 1788[3][4][…], Берлин) — бельгийский скульптор, работавший в Париже и Берлине. Отец гравёра Жана Жозефа Франсуа Тассара (1765—1835), дед живописца Октава Тассара (1800—1874).

Жан Пьер Антуан Тассар родился в Антверпене, Австрийские Нидерланды (ныне — Бельгия), и был крещён там же 19 августа 1727 года. Он был племянником Жана-Пьера Тассара (1651—1725) и внуком Пьера Тассара, антверпенских живописцев. Обучался ремеслу скульптора в Антверпене и Лондоне. С 1744 жил в Париже, где продолжал обучение в мастерской Рене-Мишеля Слодца, члена династии скульпторов бельгийского происхождения, работавших при французском королевском дворе. После смерти Слодца, последовавшей в 1764 году, Тассар стал работать как самостоятельный скульптор.

В 1769 году Тассар стал утверждённым членом (agréé) французской Королевской академии художеств, что представляло собой первый уровень членства, но в дальнейшем так и не стал полноправным академиком. Несмотря на это, карьера Тассара развивалась успешно. Он часто выставлял свои работы на Парижском салоне. В основном это были небольшие мифологические и аллегорические скульптуры и скульптурные группы. Его работы нравились аристократии, а маркиза де Помпадур напрямую покровительствовала скульптору. Среди других влиятельных покровителей и заказчиков были генеральный контролер финансов аббат Жозеф Мари Терре (1715—1778) и русский дипломат, а затем президент Императорской Академии художеств граф Александр Сергеевич Строганов (1733—1811). В 1773 году Тассар стал придворным скульптором (sculpteur attitré) малого двора графа Прованского (много позже взошедшего на престол как король Людовик XVIII).

Ещё в 1758 году Тассар женился на художнице-миниатюристке Мари-Эдме Моро (1736—1791). В этом браке родилось 8 детей. Несмотря на большое количество заказов, денег для содержания большой семьи не хватало, и Тассар обоснованно винил в этом слишком высокую конкуренцию среди скульпторов в Париже. По этой причине он решился на переезд. В июне 1775 года, проработав около 30 лет в Париже, Тассар переехал с семьей в Берлин. Здесь он стал третьим по счёту директором Королевской скульптурной мастерской, также называемой «Французской мастерской», потому что двумя предыдущими директорами были французы Франсуа Гаспар Адам (1710—1761) и Зигибер-Франсуа Мишель (1728—1811). Приказ о его назначении был подписан лично королем Пруссии Фридрихом Великим, которому скульптора порекомендовал французский учёный-энциклопедист Жан Лерон д’Аламбер (1717—1783), состоявший с королём в переписке. Тассар также заранее отправил королю некоторые из своих работ, чтобы продемонстрировать свои навыки. Одной из присланных им скульптур была статуя купающейся Венеры. Рассказывают, что скульптура так понравилась прусскому королю, что он долгое время не осмеливался вынуть её из коробки, опасаясь, что при этом она может быть повреждена[6].