Таузинг, Мориц


Мориц Таузинг (нем. Moritz, Moriz Thausing; 3 июня 1838, Чижковице, Богемия — 11 августа 1884, Лейтмериц, Богемия) — австрийский историк искусства, один из основателей венской школы истории искусств.

Мориц Таузинг родился в семье управляющего замка Чишковиц (чеш. Čížkovice), Усти-над-Лабем, в Северо-Западной Богемии (ныне Чехия) и стал выдающимся историком-германистом. Сначала он учился в Праге, а в 1858 году отправился в Вену, в Австрийский институт исторических исследований (Österreichische Institut für Geschichtsforschung). Там он познакомился с Рудольфом Айтельбергером, который в ноябре 1852 года стал первым в Австрии профессором истории искусств и заведующим кафедрой истории искусств в Венском университете.

Под его влиянием Таузинг занялся исследованиями в области искусства. В 1862 году он стал ассистентом библиотеки Академии изобразительных искусств, где также читал лекции по всемирной истории и истории культуры.

В 1864 году Айтельбергер направил Таузинга в отдел печатной графики галереи Альбертина, которую он возглавлял с 1868 года (с 1876 года в должности директора). Таузинг получил известность благодаря исследованиям биографии и творчества Альбрехта Дюрера, опубликованным в нескольких изданиях.

В 1873 году, также благодаря рекомендации Айтельбергера, Мориц Таузинг стал экстраординарным профессором так называемой «первой кафедры» истории искусств Венского университета, основанной Айтельбергером в 1852 году, и в 1879 году получил должность полного профессора (zweiten Ordinarius), возглавив так называемую «вторую кафедру», выпускниками которой стали Франц Викхофф, Алоиз Ригль и многие другие.

Деятельность кафедры, с одной стороны, была тесно связана с Австрийским институтом исторических исследований (Österreichische Institut für Geschichtsforschung), а с другой — с созданными Айтельбергером в 1864 году Австрийского императорского музея искусства и промышленности и в 1867 году художественно-ремесленного училища. Таким образом сложился уникальный союз университетской науки, музейного дела и художественно-ремесленного производства. Именно такое соединение обусловило своеобразие и новаторство венской школы истории искусств, достойными представителями которой стали последователи Викхоффа и Ригля: Юлиус фон Шлоссер, Фриц Заксль и Макс Дворжак[3].