Тепегёз


Тепегёз или Депе-Гёз (азерб. Təpəgöz, тур. Tepegöz Tübegöz, Töbököz, Töpekös, туркм. Depegöz) — одноглазый великан (дэв) в тюркской мифологии, рассказ о котором сводится к тому, что Тепегёз загоняет человека в пещеру, своё логово, собираясь съесть, но человек ослепляет его, вонзив в его единственный глаз остриё, и выбирается из пещеры, накинув на себя овечью шкуру. Слово «тепе» в переводе с тюркских языков означает «темя», а «гёз» — «глаз». Круглое отверстие в верхней части юрты также называется Тепегёз[1].

Образ Тепегёза восходит к великану-людоеду Депе-Гёзу, персонажу огузского героического эпоса «Китаби-Деде Коркут». В восьмой главе эпоса под названием «Басат убивает Тепегёза» говорится о том, как пастух Сары чобан встречается в безлюдном месте с дочерью пери и совершает над ней насилие. От этой связи на свет появляется жестокий людоед, именуемый в народе как Тепегёз, из-за единственного глаза на лбу. Рос он не по дням, а по часам. Причём когда его хотели разрубить мечом, он становился ещё больше.

Сары чобан отказался от сына, и Тепегёз воспитывался у отца Альп Аруза, одного из предводителей огузов, на чьей земле он и был найден. Тепегёз нападал на караваны, пожирал путников. Лишь Басат[2], сын Альп Аруза, смог одолеть Тепегёза, ослепив и отрубив ему голову его же собственным мечом.

Эта глава, которая была опубликована в 1815 году, является первой опубликованной частью эпоса. Опубликовавший её немецкий востоковед Генрих Фридрих фон Диц обнаружил её в рукописи эпоса «Китаби Деде Коркуд» XVI века, хранящегося в Дрезденской библиотеке, в Германии.

В 1815 году Г. Ф. фон Диц написал исследование, согласно которому гомеровский Полифем является заимствованием образа Тепегёза из огузских мифов[4]. Современный исследователь Сирил С. Мунди из Института восточных исследований Лондонского университета находит эту работу Дица неточной и создающей ложное впечатление от эпоса, Мунди приходит к выводу, что между мифами о Полифеме и Тепегёзе нет прямой связи, однако имя «Тепегёз» возможно греческого происхождения[5].

Также в XIX веке казахский этнограф Ч. Ч. Валиханов, а вслед за ним русский востоковед Н. В. Остроумов писали, что в киргизско-казахских степях бытует миф об одноглазых великанах, сюжет которого в главных чертах совпадает с мифом о Полифеме в «Одиссее», в особенности со сказанием о Тепегёзе «Книги моего деда Коркута»[6]. В тюркоязычном фольклоре киклопы часто фигурируют в двух ипостасях — мужской и женской. У некоторых тюрко-монгольских народов миф о Тепегёзе поныне бытует в разных жанровых формах — сказочной и легендарной[7].