Тет-де-пон


Тет-де-пон, как мостовое (предмостное) укрепление, для охраны и обороны переправ, представляют собою обыкновенную временную (полевую) укреплённую позицию, если же переправа обеспечивается заблаговременно, то для охраны и обороны мостов (мостовых переходов) строили долговременные укрепления разнообразного характера, начиная от каменных сторожевых башен (мосты на Висле — в Мариенбурге и Диршау, на Рейне — в Кёльне и тому подобное) и до обширных крепостей включительно (См. ниже).

Долговременные укрепления то есть крепости, устраивали в тех случаях, когда переправа (мостовой переход) имеет важное стратегическое значение для государства (края, страны, региона), особенно на больших реках, там, где к переправам (мостовые переходы) сходятся дороги и железнодорожные пути (узел), когда опорный пункт является вместе с тем и значительным политическим и экономическим центром государства (края, страны, региона) охранявшие переправы (мостовые переходы) через такие водные преграды — реки, как Западная Двина, Неман, Висла, Буг, Нарев, Днестр[1]:

В Германских землях ту же роль (тет-де-понов) играли привислянские, прирейнские и придунайские крепости[1] немецких государств (Пруссия, Вюртемберг, Бавария и так далее).

Тет-де-пон, как плацдарм, используется преимущественно для создания защитного периметра, в котором могут размещаться войска или имущество, чтобы способствовать дальнейшему увеличению завоеванной территории или служить запасной точкой на случай угрозы поражения.

В начале XX столетия считали что если переправою (мостовым переходом) должна пользоваться целая армия, то мосты должны быть обеспечены от разрушения издали артиллерийским огнём, укрепления приходится выносить далеко вперед, на пять — 8 верст; вместе с тем образуются обширные — недоступные противнику площади — так называемые плацдармы[1].

Тете-де-пон в Унинге, Келе, Касселе и т. п. принесли большую пользу французской армии во время Второй мировой войныСимон Франсуа Гай де Вернон, Traité élémentaire d'art militaire et de fortification[3]