Тибетология


Тибетоло́гия — совокупность научных дисциплин, изучающих язык, историю, экономику, культуру, искусство, религию, философию, этнографию, памятники материальной и духовной культуры Тибета.

Первые тексты на тибетском языке (очевидно, ойратского происхождения) появляются в России и Европе ещё при Петре I. Однако становление тибетологической науки приходится на первую половину XIX столетия. Оно связано с именами А. Чома де Кёрёша и Я. И. Шмидта, приблизительно в одно время составивших первые европейские словари и грамматики тибетского языка (на английском и русском языках соответственно)[1]. Их труд позднее был продолжен Ф.-Э. Фуко, А. А. Шифнером, С. Ч. Дасом и другими лингвистами, занявшимися переводами тибетских материалов на европейские языки. Одна из пионерских ролей принадлежала и русскому синологу Н. Я. Бичурину, исследовавшему историю Тибета, который впервые и в большом объёме привлёк для этой цели данные китайской историографии[2].

Одним из главных отечественных и мировых центров тибетологии являлся и отчасти продолжает являться Санкт-Петербург (Ленинград). Здесь работали В. П. Васильев, А. М. Позднеев, С. Ф. Ольденбург, Ф. И. Щербатской и Г. Ц. Цыбиков.

Знатоки многих языков, востоковеды широкого профиля, эти учёные не являлись тибетологами в узком смысле слова. Тем не менее, они подготовили почву для развития дисциплины в советский период, оказав при этом влияние на зарубежных исследователей. Так, в 1897 г. индологи и буддологи С. Ф. Ольденбург и Ф. И. Щербатской организовали издание всемирно известной научной серии «Bibliotheca Buddhica», где в последующие годы неоднократно публиковались тексты, используемые в тибетской буддийской традиции. Участие в изучении тибетского буддизма принимал и крупный монголовед А. М. Позднеев, а его ученик Г. Ц. Цыбиков в 1900—1901 гг. по заданию РГО лично побывал в Лхасе, сделав десятки фотографий и оставив подробные описания тибетской столицы и её окрестностей.

В 1930 году в Ленинграде был создан Институт востоковедения АН СССР. Его сотрудники, ученики Щербатского А. И. Востриков, Б. В. Семичов и Е. Е. Обермиллер успели внести большой вклад в изучение тибетской литературы. В 1936 г. в институте организовали специальное тибетологическое отделение. Однако уже спустя год всё учреждение было разгромлено в ходе сталинских репрессий. Война и репрессии нанесли тяжёлый удар по российской тибетологии, после которого она не оправилась до сих пор[1].