Тируккурал


Тирукурал[1] (там. (திருக்குறள் буквально Священные Куралы) — сборник стихотворных афоризмов на тамильском языке, авторство которой приписывают легендарному поэту и философу Тируваллувару. Это одна из самых древних и наиболее почитаемых книг тамилов, проживающих преимущественно на юге Индии и севере Шри-Ланки, которую тамилы считают священной. Отсутствие религиозного фанатизма, глубина и оригинальность суждений сделали её популярной среди всех слоев тамильского общества. Она оказала большое влияние на тамильскую культуру, «Тируккурал» нередко называют «тамильской Ведой».

Величайший труд тамильской дидактической литературы, вероятно, появился на свет в период до II века н.э[2]. Дошёл до нас в рукописях, написанных на южноиндийском языке.

Состоит из 1330 двустиший (курал, стихов определенного метрической образца), сгруппированных в 133 главы по 10 куплетов в каждой. Каждый куплет (стих) состоит из семи слов и разделён на две строки (3-4 слова). Делится на 3 части, отвечающим трём традиционным целям жизни древнего индуса: дхарма, артха и кама.

В первой части «Тируккурал» (Книга Добродетели (Дхарма) собраны афоризмы о нравственной сущности человека. В центре внимания — идеальный заботливый семьянин, гостеприимный хозяин. Говоря о добропорядочном поведении, автор не придерживается какой-либо определенной религиозной доктрины. Впрочем, в некоторых случаях можно заметить джайнисскую или буддийскую направленность высказываний, но, в целом, из разных учений автор выбирает то, что в наибольшей степени соответствует его широким гуманистическим взглядам. Так, в произведении есть главы о любви, гостеприимстве, благодарности, доброту, незлобивости, щедрости сердца.

Вторая часть"Тируккурал" (Книга Политики (артха)) посвящена общественной деятельности человека. Здесь трактуются вопросы государственного устройства, обязанностей чиновника и правителя, методы правления и т. п. В этой части сказалось знания Тируваллувара санскритского трактата «Артхашастра». Однако существенное отличие памятников заключается в том, что «Артхашастра» предлагает точно разработанные нормы поведения, тогда как Тируваллувара больше интересует философская и нравственная их основа. Его суждения представляют собой оценку тех или иных явлений с точки зрения какого-либо идеала, что, впрочем, не мешает видеть в них глубокую практическую мудрость человека, обладающего большим жизненным опытом. Эта часть в значительной степени посвящена не столько общественным обязанностям человека, сколько главным принципам жизни и поведения. Здесь содержатся главы об учении, о мудрости, о борьбе с недостатками, о дружбе, о бесстрашии в беде.