Толстой, Иван Иванович (государственный деятель)


Граф Ива́н Ива́нович Толсто́й (18581916) — русский государственный деятель, археолог, нумизмат, гофмейстер Двора Его Императорского Величества (06.05.1898). Министр народного просвещения Российской империи (1905—1906), санкт-петербургский (петроградский) городской голова (1912—1916). С 1893 года был вице-президентом Академии художеств. С 1911 года председатель Российского общества нумизматов. Являлся председателем Российского общества по изучению еврейской жизни. Брат искусствоведа Д. И. Толстого, отец академика И. И. Толстого.

Родился 18 (30) мая 1858 года в Луге Санкт-Петербургской губернии. Сын министра почт и телеграфов графа Ивана Матвеевича Толстого. Был крещён 4 июня 1858 года в Царскосельской придворной церкви при восприемстве брата Матвея Толстого и тетки Екатерины Матвеевны Толстой[1].

Окончил Санкт-Петербургскую 3-ю гимназию (1876)[2] и юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета (1880). С 1881 года служил по ведомству Министерства внутренних дел, занимался организацией переселенчества.

С 1886 года был членом Императорской археологической комиссии. В 1889 году был назначен конференц-секретарём Императорской Академии художеств, а в 1893 году — её вице-президентом. Принимал деятельное участие в составлении нового устава Академии и в коренном преобразовании её. Способствовал основанию и устройству Русского музея в Петербурге. С 1885 по 1890 г. был секретарем Императорского Русского археологического общества, а с 1899 г. состоял помощником председателя этого общества. С 1900 г. состоял председателем Русского общества печатного дела; с 1905 года — почётный член Академии художеств.

Вступив в управление министерством, он полагал предоставить широкую свободу общественной и частной инициативе в деле среднего образования. По вопросу о типах и учебных планах средней школы министерство заявляло, что оно будет отстаивать принцип их эластичности и подвижности, отнюдь не стремясь к их подробной регламентации; для каждого типа предполагалось установить лишь общий минимальный уровень образования. Для нерусского населения имелось в виду предоставить право преподавать на родном языке учащихся все предметы, кроме русского языка и литературы, истории России и географии России, с тем, однако, условием, что в таких школах ни учащие, ни учащиеся никакими правами не должны пользоваться. Для упорядочения школьной жизни Толстой предпринял следующие меры: