Мюнцер, Томас


То́мас (Фома) Мю́нцер (нем. Thomas Müntzer, также Münzer, около 1490, Штольберг — 27 мая 1525, Мюльхаузен) — немецкий проповедник времён Реформации, выступавший против греховного уклада жизни, противопоставляя ему евангельский идеал. С движением Мюнцера было связано масштабное восстание германских крестьян, боровшихся против сословного неравенства, феодального гнёта и папизма (немецкая крестьянская война XVI века).

Родился в Штольберге (ныне земля Саксония-Анхальт) в 1489 году, учился в Виттенберге и стал священником. Подобно Лютеру, Мюнцер увлёкся мистиками, но, захваченный социально-религиозным брожением в народе, пришёл к апокалиптическим представлениям и идее установления царства божия на земле (хилиазм). Он стал отвергать внешнее откровение: лишь тот, кто истерзан сердцем, кто в душевных бурях познал бога — истинный его избранник. Писание лишь убивает, но не оживляет. Божьим избранникам должны служить государи; народы, не подчиняющиеся им, должны погибнуть.

В 1520—1521 годах Мюнцер проповедовал в саксонском Цвиккау по приглашению священника церкви Девы Марии Иоганна Сильвиуса Эгрануса: сначала в самой главной городской церкви и затем в церкви св. Екатерины. Здесь он проявил себя как пламенный оратор, как самый яркий выразитель настроения, охватившего ремесленные слои города; его грубая речь, ветхозаветные аллегории как раз отвечали простонародным представлениям (см. Цвиккауские пророки). Вместе с тем радикальные идеи Мюнцера привели к открытому конфликту с городским советом Цвиккау.

Подозреваемый в подготовке бунта и отставленный магистратом, Мюнцер едет в Прагу, где громит «попов и обезьян». Затем Мюнцер появляется в городе Альштедте (в Тюрингии), собирает прежних своих сторонников и проповедует установление на земле царства «святых»: «Израиль» (избранники) должен истребить безбожных «ханаанитов». Руководимые Мюнцером энтузиасты разрушают иконы и жгут церкви, как «пещеры дьявола». Мюнцер развивает здесь и социальный идеал: всюду должно водвориться равенство и братство, правители должны сравняться с последним христианином. В своих посланиях к властям и городам Мюнцер заявляет, что призван богом к истреблению тиранов; право меча — у общин, а не у князей.

Памфлеты его были подписаны: Мюнцер с молотом, Мюнцер с мечом Гедеона. Один из памфлетов был посвящён «светлейшему, высокорождённому владыке и всемогущему Господу Иисусу Христу». Лютеру и умеренной, чисто церковной реформе был объявлен полный разрыв. Лютер называл Мюнцера «альштедтским сатаной», а Мюнцер Лютера — виттенбергским папой, архиязычником, льстецом князей, освободившим совесть только от папы, но держащим её в плотском плену.

После новых странствований по южной Германии, где Мюнцер завязал отношения с революционерами и вождями готовившегося крестьянского восстания, он утверждается в конце 1524 года опять в средней Германии, в имперском городе Мюльхаузене.