Уэйтс, Том


То́мас А́лан Уэ́йтс (англ. Thomas Alan Waits; род. 7 декабря 1949) — американский певец и автор песен, композитор, актёр. В своём раннем творчестве Уэйтс смешивал такие жанры как джаз, блюз и, в небольшой степени, фолк, начиная же с 1980-х годов и по сей день он в той или иной степени играет экспериментальный рок с элементами индастриала, дарк кабаре и авангардного джаза[1]. Для него характерны театрализованные, подчас водевильные выступления и особая манера исполнения — смесь пения и речитатива[2]. Том обладает своеобразным хрипловатым голосом, описанным критиком Дэниэлом Дачхолзом так: «Он словно вымочен в бочке с бурбоном, его будто оставили в коптильне на несколько месяцев, а затем, когда достали, проехались по нему»[3].

Лирически его песни представляют собой истории, рассказанные чаще всего от первого лица, с гротескными образами захудалых мест и потрёпанных жизнью персонажей[4]. Уэйтс также был композитором таких фильмов, как «Ночь на Земле» Джима Джармуша и «От всего сердца» Фрэнсиса Форда Копполы, за саундтрек к которому он был номинирован на «Оскар»[5]. Обладатель «Грэмми» за альбомы Bone Machine и Mule Variations[6][7]. В 2011 году был включён в Зал славы рок-н-ролла своим коллегой Нилом Янгом[8]. В настоящее время живёт в округе Сонома, Калифорния, со своей женой Кэтлин Бреннан[англ.], дочерью Келлсимон и сыновьями Кейси и Салливаном[9].

Я родился на заднем сиденье такси на больничной парковке под щёлканье невыключенного счётчика. Я появился на свет небритым и закричал: «Мне нужно на Тайм-сквер, гони изо всех сил»[10].

Том Уэйтс родился в больнице Park Avenue в городе Помона, штат Калифорния 7 декабря 1949 года, в семье школьных учителей. Его отец Джесси Фрэнк Уэйтс шотландско-ирландского происхождения, мать Альма Джонсон МакМюррей — американо-норвежского[11]. В 1960 году родители Тома развелись и он с матерью переехал в город Уиттер в округе Лос-Анджелеса, а после — в Нэшнл-Сити, недалеко от границы США и Мексики[11].

В 1965 году, во время учёбы в средней школе города Чула-Виста в округе Сан-Диего, Уэйтс начал играть в ритм-н-блюз / соул группе The Systems и работать в Napoleone Pizza House, который он впоследствии воспел на альбомах Small Change («I Can’t Wait to Get Off Work») и The Heart of Saturday Night («The Ghosts of Saturday Night (After Hours at Napoleone’s Pizza House)»)[12].

Пять лет спустя Уэйтс начал работать швейцаром в одном из ночных клубов Сан-Диего, где он мог слушать выступления музыкантов, играющих в самых разных жанрах. Там же он дал свой первый оплачиваемый концерт. Будучи поклонником Боба Дилана, Джека Керуака, Луи Армстронга, Хаулин Вульфа и Чарльза Буковски, Том начал создавать свой собственный уникальный музыкальный стиль[13].