Торопецкая икона Божией Матери


Торо́пецкая ико́на Бо́жией Ма́тери (Богоматерь Торопецкая и Никола) — древняя икона Богородицы с Иисусом Христом, происходящая из Корсунско-Богородицкого собора города Торопца, почитаемая в Русской православной церкви чудотворной. Относится к иконописному типу Одигитрия. Датируется первой половиной XIV века[1].

По торопецкому преданию, получила отождествление с чтимой Корсунской иконой. Известны попытки отождествить её также со знаменитой Эфесской иконой Божией Матери Евфросинии Полоцкой.

Размеры иконы — 82,5 х 60,5 х 3,0 см. Несмотря на то, что живопись от времени потемнела, в начале XX века цвета красок были легко различимы. Цвет верхней одежды Богоматери — красный, а нижней — темно-синий. У Младенца одежда темно-зеленая. На обороте иконы находилось изображение святителя Николая Чудотворца.

История Торопецкой иконы известна с рубежа XVII—XVIII века, когда в Торопце на царские деньги строится первый Корсунско-Богородицкий собор. Тогда же было написано первое сказание о ней. В Торопце икона была очень почитаема, её выносили во время захватнических войн, в периоды осады города[2]. В городе икону стали отождествлять с древней Корсунской иконой[1].

Относительно более раннего этапа в истории образа не существует единого мнения, равно как и о времени её создания. В большинстве публикаций икона датируется XIV веком, однако доктор искусствоведения Лев Лившиц настаивает на отнесении её к XIII веку[2]. Распространено также мнение, что иконописец пытался прописать более ранний образ XII века, правда, в ходе реставрационных работ эта гипотеза не нашла подтверждения[2].

Ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея и автор монографического исследования по Торопецкой иконе Ирина Шалина полагает, что это копия с иконы, упомянутой в житии Евфросинии Полоцкой[2]. Согласно житию, эту богородичную икону прислал из Эфеса на Русь греческий царь из династии Комнинов. Огромный двусторонний выносной образ быстро ветшает. Судя по сохранившейся живописи, в первой половине XIV веке его полностью переписал мастер псковской школы. По гипотезе Шалиной, Ефесская икона могла быть перевезена из Полоцка в Торопец во время Ливонской войны бежавшими от наступления поляков монахинями Спасо-Ефросиньевой обители[2].