Гейт (железнодорожный транспорт)


«Гейт»[1] (англ. Gate) — неофициальное название соединительной линии, реализующей примыкание путей городского рельсового транспорта — трамвая или метрополитена — к железной дороге общего пользования[1].

Эксплуатационные нормативы метрополитенов в России запрещают примыкание путей железных дорог к главным и станционным путям метрополитена, при этом допускается примыкание к «неэлектрифицированным парковым и прочим станционным путям»[2].

«Гейты» используются для выгрузки привезённых на железнодорожных платформах вагонов трамвая и метро, или для переброски грузов с поездов на грузовые трамваи.

В мультимодальных системах трамвай-поезд соединительные линии обеспечивают сквозное движение трамваев по трамвайным путям и по железным дорогам общего пользования[1]. Такие соединительные линии имеют нейтральные вставки, обеспечивающие разделение несовместимых систем тягового питания, и оборудование, препятствующее выезду неприспособленного к мультимодальному режиму подвижного состава на пути примыкающей системы[3].

В государствах и странах, где трамвайная и железнодорожная колеи не отличаются или мало отличаются между собой по ширине (в той степени, что позволяет использовать подвижной состав на обоих типах колеи) возможен непосредственный переход железнодорожных рельсов в трамвайные. Причём указать точное место перехода в этом случае обычно нельзя по причине унифицированной колеи. Для перестановки вагонов с платформ на рельсы используются подъёмные краны и различные варианты домкратных постов. К примеру, такой вариант применяется в Москве на конечной станции «Угрешская улица».

Подобный гейт есть и в Запорожье (в районе завода «Мотор Сич»). В Минске железнодорожный гейт размещался в разворотном кольце 2-го трамвайного маршрута и выходил через подъездные пути завода имени Октябрьской революции на станцию Минск-Восточный.