Трансгрессивное искусство


Трансгрессивное искусство — термин, употребляющийся по отношению к искусству, которое стремится к преодолению обыденных установок и норм и побуждает к такому преодолению или переосмыслению реципиента (зрителя, слушателя, читателя), часто используя при этом шоковые методы[1].

Одним из первых деятелей искусства, использовавших этот термин, был андеграундный режиссёр Ник Зедд, основатель движения Cinema of Transgression («Трансгрессивный кинематограф»). Предшественниками трансгрессивного движения называют дадаистов, сюрреалистов, участников движения «Флюксус», венских акционистов. Как философский концепт понятие «трансгрессии» (нарушения обыденного порядка вещей) оформляется в работах М. М. Бахтина («карнавал») и Жоржа Батая (литературное наследие которого также может быть причислено к трансгрессивному искусству)[2].

Для трансгрессивного искусства характерен повышенный интерес к человеческому телу (вплоть до экстремальных манипуляций с собственным телом или использования в инсталляциях человеческих трупов[~ 1]), безумию и насилию. Представителями трансгрессивного искусства в литературе можно назвать Уильяма Берроуза, Джеймса Грэма Балларда, Кэти Акер, в кино — деятелей нового французского экстрима[англ.], в музыке — участников американского движения No Wave, тесно связанного с Cinema of Transgression, исполнителей индастриала (в особенности основоположников движения, таких как Throbbing Gristle) и грайндкора.

Пожалуй, самый известный трансгрессивный художник начала 1980-х годов, Ричард Керн начал снимать фильмы в Нью-Йорке с печально известными андеграундными актёрами Ником Зеддом и Лунг Ногом. Некоторые из них были видео для музыкальных артистов, в том числе для Butthole Surfers и Sonic Youth.[3]

Последующие трансгрессивные художники 1990-х годов работали на границе литературы, искусства и музыки. Наиболее известны Джи-Джи Аллин, Лиза Кристал Карвер, Шейн Багби и Costes. Этими художниками больше внимания уделялось самой жизни (или смерти) как искусству, а не просто изображению определённого мышления в фильме или музыке. Они сыграли важную роль в создании нового типа визионерского искусства и музыки, и оказали влияние на таких артистов, как Алек Эмпайр, Cock ESP, Crash Worship, Усама Альшаиби, Лиз Армстронг, Ленни Ли, Уизел Уолтер, Энди Ортманн.

Новые трансгрессивные художники 2010-х годов, такие как Никк Дропкик, Жоан Корнелья, Александра Валишевская, DJ Magnetic Dozer и Molg H, по всей видимости, привели к возрождению трансгрессивного искусства после некоторого времени упадка.