Триболо, Никколо


Николо Триболо (итал. Niccolò Tribolo; 1500, Флоренция — 7 сентября, 1550) — итальянский ландшафтный архитектор, скульптор и садовый мастер первой половины XVI века.

Сведений о ранних годах Никколо Триболо сохранилось немного. Родился в городе Флоренция. Начальное художественное образование получил у неизвестного резчика по камню (scalpellini). Впоследствии стал помощником в мастерской Андреа Сансовино (1467—1529).

Со временем Триболо стал искусным рисовальщиком, каковыми славилась флорентийская художественная школа. По свидетельствам современников, он рисовал столь искусно, что его рисунки воспринимали как оригиналы Микеланджело (рисунки последнего считали в те времена образцовыми). Его способности привлекли такого виртуоза как Бенвенуто Челлини. В своей автобиографии Бенвенуто Челлини вспоминал о путешествии в Венецию вместе с Никколо Триболо. Однако в 1517 году Триболо вернулся во Флоренцию, поскольку для него не нашлось работы в Венеции.

О художественных способностях Триболо знали во Флоренции и это способствовало привлечению художника к выполнению заказов семьи Медичи. Триболо принял на службу великий герцог тосканский Козимо I Медичи. Это открыло для художника значительные перспективы для творчества.

Он выполнял самые разные поручения: рисунки, архитектурное проектирование, хозяйственные работы. Среди произведений этого периода — перестройка и увеличение конюшен для лошадей герцога на вилле Поджо-а-Кайано, оформление дворцовых праздников, поездка в Рим с грозным приказом герцога к Микеланджело Буонарроти вернуться во Флоренцию и закончить строительство лестницы в вестибюле библиотеки Лауренциана.

Многочисленные земельные участки на отдалённых окраинах Тосканы имели собственные помещения для Медичи, которые по традиции называют виллами. На самом деле это были сельскохозяйственные конторы и временные резиденции для получения прибыли и хранения продовольствия. Неуклюжие или ещё средневековые сооружения имели или крепостной характер, или чрезвычайно упрощенный и еще ничем не напоминали парадные виллы эпохи XVII—XVIII веков дворцового типа. Сельские помещений Медичи не имели представительских функций (как пышная Вилла Медичи в Риме), поэтому не имели парадного вида почти до 1602 года исключения были единичными (Вилла Пьетрайя).