Троцендорф, Валентин


Валентин Троцендорф (нем. Valentin Trozendorf, также Trotzendorf; наст. фамилия Фридланд, нем. Friedland; 14 февраля 1490, Тройчендорф под Гёрлицем, Лужица — 25 апреля 1556, Лигниц, Силезия) — немецкий педагог времен Реформации, ученик и последователь Лютера и Меланхтона, ректор латинской школы в Гольдберге, ставшей первой в Силезии гимназией Нового времени, одним из первых ввел в школьную практику ученическое самоуправление.

Происходя из небогатой семьи, Валентин Фридланд лишь в возрасте 16 лет смог пойти в школу. В 1506 году он поступает в городскую школу в Гёрлице и учится там в течение года. После перерыва, вероятно вызванного необходимостью помогать отцу по хозяйству[1], он продолжает учебу в той же школе с 1509-го по 1514 год.

В Лейпцигском университете, куда Валентин поступает весной 1514 года, он, благодаря английскому филологу Ричарду Круку[англ.] и Петру Мозеллану[нем.], занявшему кафедру Крука после отъезда последнего в Кембридж, знакомится с идеями гуманизма. Уже в сентябре 1515 года Фридланд получает степень бакалавра.

В это время от чумы погибает вся его семья, за исключением младшего брата. В конце 1515-го или начале 1516 года Валентин вынужден вернуться в Гёрлиц и занять должность младшего учителя в родной школе. В 1517-м или 1518 году он становится учителем в школе города Швейдниц в Нижней Силезии[2].

В 1518 году Фридланд принимает сан священника и с 1519-го по 1524 год состоит членом капитула кафедрального собора в Бреславле[2]. Однако уже в мае 1519 года он берет отпуск и поступает студентом в Виттенбергский университет под именем «Валентина Дроссендорфа из Мейсенского диоцеза»[3]. По мнению Бауха[4], будучи католическим священником, Фридланд предпочел скрыть своё настоящее имя при поступлении в лютеранский университет. Поэтому он берет себе псевдоним по названию родной деревни. Под этим именем или его вариантами (Trozendorf, Trotzendorf, Trocedorfius) он и становится известен впоследствии.

В июле того же года Троцендорф присутствует на Лейпцигском диспуте. Выступление Лютера производит на него сильное впечатление, и колебавшийся до тех пор Троцендорф окончательно становится сторонником Реформации. Вскоре он тесно сближается с Меланхтоном. Отсутствие средств вынуждает Троцендорфа параллельно с учебой в университете давать частные уроки латыни. Одновременно он сам берет уроки древнееврейского.