Туризм в Италии


Туризм в Италии — в 2019 году страна заняла 5-е место в мире по посещаемости с 65 миллионами иностранных гостей, согласно Итальянского Агентства по статистике (ISTAT), с числом, равным 220,7 миллионам иностранных присутствий и с 432,6 миллионами общих прибытий. По оценкам Банка Италии за 2018 год, туристический сектор напрямую генерирует более 5 % национального ВВП (13 % с учетом также косвенно создаваемого ВВП) и представляет более 6 % занятых.[1][2]

После падения Римской Империи и последовавшего периода нашествий варваров предоставление крова для путников стало прерогативой монашеских орденов. Многие монастыри давали приют путешественникам и пилигримам, предлагая при этом услуги первой медицинской помощи. С течением времени гостеприимство начало оцениваться в денежном выражении. Появились первые придорожные траттории (трактиры — постоялые дворы), предлагающие ночевки за плату. Первым письменно засвидетельствованным актом оплаты за туристические услуги можно считать Книгу расходов германского епископа по имени Wolfger (Volchero di Erla, 1204 год), в которой подробно описаны расходы на проживание двух человек в размере 24 сольди в траттории плюс стоимость хлеба (9 сольди) и вина (8 сольди).

Первый в Италии путеводитель для пилигримов был выпущен в XII веке, манускрипт назывался Mirabilia Urbis Romae («Чудеса города Рима») и включал описание достопримечательностей, христианских и языческих памятников вперемешку с историями и легендами. Средневековый туризм имел исключительно религиозную основу и являлся отголоском путешествий поклонников в Палестину. Католическая церковь сделала все возможное для того, чтобы перенаправить массовые потоки пилигримов в святые места Италии. Одним из козырей, несомненно, стал город Ассизи — место рождения покровителя Италии святого Франциска Ассизского.

Нерелигиозный (в смысле мотивов и массовости) туризм в Италии зародился в эпоху Возрождения (Ренессанса), когда многие европейские аристократы стали отправляться или охотно отправляли своих отпрысков в центры Ренессанса (Флоренция, Рим), чтобы обучиться искусству архитектуры, живописи и литературы. В период с 1700 по 1800 годы среди аристократической молодежи Европы стали особо популярными поездки (вояж, voyage) в Южную Европу с целью углубления знаний по истории древнегреческой цивилизации, а также античного Рима. Италию посетили Гёте, Шатобриан, Стендаль, Шелли и сотни других известных европейских писателей. Рождается концепция культурного туризма, а затем — санитарного туризма (термы и лечение) и, наконец, делового туризма (сделки в необычных и привилегированных местах). Все эти движения путешественников не могли быть массовыми не только в силу элитарности. Европа ждала изобретения паровоза и двигателя внутреннего сгорания, равно как и медленного, но неуклонного развития транспортных артерий.