Тхиен


Тхиен (вьетн. Thiền, тьы-ном , тхьен), полностью Тхьенна (вьетн. Thiền-na, тьы-ном 禪那), образовано от «дхьяна» (санскр. ध्यान, IAST: dhyāna, «сосредоточение, созерцание») — буддийская школа во Вьетнаме[1][2], являющаяся преемником южной ветви китайского чань-буддизма[3]. Во Вьетнаме история тхиен представляется в форме последовательного чередования следующих подшкол: школы Винитаручи, Во Нгон Тхонга, Тхао Дьюнга, Чук-лам, Нгуен Тхиеу и Лиеу Куана. Последние две школы часто рассматриваются в качестве единой школы Нгуен Тхиеу и Лиеу Куана, которую также называют школой Ламтэ (Линьцзи)[4]. Тхиен близок к чань-буддизму и рассматривает чаньскую традицию в виде гомоморфной (аналогичной по структуре) себе[4].

Начало традиции тхиен (дзэн) положил Будда Шакьямуни (V в. до н. э.) — основатель буддизма, который в одну из своих проповедей показал последователям цветок и улыбнулся. Ни один из учеников, не считая Махакашьяпы, не понял, что означает этот жест учителя. Махакашьяпа в ответ тоже показал цветок в своей руке и улыбнулся. В этот самый момент, согласно преданию, Махакашьяпа постиг просветление: это переживание Будда передал Махакашьяпе в прямой форме, без каких-либо поучений[5].

Традицию в Китай из Индии передал Бодхидхарма (440—528), который был также известен в Китае как Дамо, а во Вьетнаме как Бо Де Дат Ма (вьетн. Bồ-đề-đạt-ma) — легендарный индийский монах, 28-й патриарх буддизма и 1-й патриарх чань. Прибыв в Китай, он начал проповедовать своё учение, а затем поселился в монастыре Шаолинь, расположенном на горе Суншань, где, как утверждает традиция, медитировал лицом к стене девять лет без какого-либо движения[6]. Второй патриарх, Хуэйкэ, был учеником Бодхидхармы, а третий, Сэнцань, был учеником Хуэйкэ.

В конце VI века, по данным вьетнамских буддистов, в стране возникает первая школа тхиен-буддизма. Её появление связывается с именем Винитаручи, ученика Сэн-цаня. Винитаручи пришёл во Вьетнам приблизительно в 580 году[7] и остановился в провинции Хадонг в монастыре Фап-ван[8].

Школа Винитаручи по предположению буддолога Е. А. Торчинова была схожа с ранней чаньской традицией, а также с чань IX века. Число патриархов школы составляло 28 человек (от VI до XIII века). Школа испытала большое влияние со стороны последующих школ тхиен. В целом о школе известно крайне мало[8].

Одним из известных представителей школы был монах Ван Хань (умер в 1018 году), бывший советником династии Ле (980—1009) и оказавший большую помощь в становлении династии Ли, за что он был награждён должностью постоянного советника по внутренней и внешней политике[9].