Убежища в Средние века


Убежища в Средние века — понятие церковного права убежища (азиля), расширенное в Средние века папским авторитетом на кладбища, монастыри, епископские дома и церковные богадельни.[1]

Нарушитель неприкосновенности убежищ подвергался церковному проклятию и гражданскому наказанию. Преступники в поисках убежища могли выдаваться гражданским судьям, но с условием не подвергать их смертной казни или увечью. По примеру церковного убежища императоры, а затем и удельные хозяева давали некоторым городам право быть местом убежища для определённого рода преступников. Например, город Ройтлинген служил убежищем для совершивших убийство в пылу гнева.[1]

Христианский храм являлся главным убежищем довольно долго. Такое убежище имело огромное значение в варварских государствах, принявших христианство, но постепенно чистое церковное убежище стало терять своё значение по трём причинам[2]:

С установлением в западных обществах твёрдого порядка, законности и с утверждением начала независимости государства от вмешательства папской власти, церковное право убежища и подобное право привилегированных городов мало-помалу пришли в забвение. Ордонанс (указ) Франциска I (1539) во Франции и закон 1624 года в Англии уничтожили церковное право убежища.[1]

Классическим типом смешанного церковно-светского убежища являлись совте, так называемые французские «свободные поселения» (фр. sauvetés, от salvitates, salvae terrae), то есть «спасённые» земли, — отличавшиеся от первоначального представления о религиозном убежище.[2]

Первоначальная презумпция заключалась в том, что проступок, совершённый в стенах церкви или монастыря, сильнее карается в загробной жизни; при этом проступком считалась и расправа с лицами, подлежащими наказанию. Вообще священная ограда не могла быть осквернена. В смутную эпоху феодальной анархии, когда всякое место, обеспечивающее человеку защиту, считалось драгоценной находкой и привлекало поселенцев, церкви и особенно монастыри пользовались связанной с храмом идеей убежища в целях собственной выгоды, ибо поселение, выраставшее в монастырской ограде, являлось источником доходов. Но с двумя неудобствами: во-первых, ограда была чересчур тесна, а во-вторых, трудно было питать уверенность в том, что соседний барон не вздумает в один прекрасный день напасть на поселение.[2]