Костюм эпохи Позднего Средневековья (Франция)


Костюм эпохи Позднего Средневековья выполнял во многом социальную функцию. Ношение платья в XIV—XVI веках определялось понятием «луковицы», когда верхнее платье надевалось поверх нижнего, и количество слоёв зависело от социального статуса хозяина, его состоятельности, профессиональной принадлежности, а также от местных традиций. В строго разделённом сословными рамками обществе ношение костюма оговаривалось «законами о роскоши», предписывавшими то или иное платье для каждой социальной прослойки. Однако сама многочисленность этих законов и частота их принятия говорит о том, что запреты постоянно нарушались.

В конце XII века феодальная Европа, и, в частности, Франция оказалась в «мальтузианской ловушке»: более чем неторопливый прогресс в области техники, экстенсивное ведение хозяйства, основанное на эксплуатации всё новых и новых пространств, вкупе с перенаселением с необходимостью должны были закончиться кризисом. Наступление этого кризиса ускорила Столетняя война, в которой старая знать втянутых в конфликт стран — Англии и Франции, и в той или иной мере их европейских союзников, истребляла самоё себя. К военным лишениям добавился Великий Голод 1315—1317 годов, вызванный резким изменением климата, известным в литературе под названием «малого ледникового периода», а также эпидемия Чёрной Смерти, выкосившая едва ли не треть населения страны.


Разновидности шосс

Фрагмент миниатюры из «Больших французских хроник» Робине Тестара, XV век. На переднем плане — человек, на котором цельные шоссы; у идущего слева от короля, чёрные шоссы «c бульварами»
Фрагмент миниатюры из Библии Моргана, 1240-е годы, Франция

Разновидности шосс

Фрагмент миниатюры, иллюстрирующей сожжение тамплиеров в Париже, из «Хроник Сен-Дени». Конец XIV века
Фрагмент миниатюры из французской рукописи «Вигилий на смерть короля Карла VII» Марциала Оверньского. XV век. На человеке, стоящем слева, красные шоссы надеты на зелёные
Добытчик золота в дублете. Миниатюра Робине Тестара из рукописи «Книги о простейших лечебных средствах» Маттеуса Платеария, XV век
Дама в пелисоне. Фрагмент «Портрета четы Арнольфини» Яна ван Эйка, 1434
Мужчина в котарди. Фрагмент алтаря св. Викентия в Эстамариу, вторая половина XIV века
Дамы в котарди. Фрагмент «Триптиха Кальвани» Хуго ван дер Гуса, 1465—68 гг.
Фрагмент миниатюры из рукописи «Романа о Розе», ок. 1350
Фрагмент миниатюры из рукописи «Исторической Библии[англ.]« Гийара де Мулена[фр.], 1400