Успенская церковь (Львов)


Анса́мбль Успе́нской це́ркви во Львове (укр. Успенська (Волоська) церква у Львові) — памятник ренессансной архитектуры (XVI—XVII века), расположенный на улице Подвальной, 9.

Вокруг храма сплачивалась православная община города. В середине XVI века здесь возникло Львовское Успенское братство, при котором действовали типография и школа. В церкви находится изображение российского двуглавого орла как память о пожертвовании значительных средств на строительство церкви, сделанном русским царём Фёдором Иоанновичем в 1592 году.

В ансамбль входят несколько памятников. Интерьер Успенской церкви украшен живописью XVII—XVIII веков, здесь находится иконостас 1773 года, на окнах — витражи Петра Холодного (1920-е и 1930-е годы). Часовня Трёх Святителей соединена с Успенской церковью в середине XIX века. Колокольня сооружена на средства Константина Корнякта и носит его имя, высота её 65 м. Церковь находится в юрисдикции Православной церкви Украины[1][2].

Церковь построена в стиле итальянского ренессанса. Стены расчленены пилястрами с арками окон и плоской резьбой на метопах, резными косяками северных и южных дверей, а на парусах вверху вырезаны гербы жертвователей; резьбу выполнили львовские мастера Константин и Яков Кульчицкие.

Успенская церковь в плане представляет собой трёхнефную базилику, вытянутую вдоль Русской улицы, с полукруглой апсидой, выступающей в сторону Подвальной улицы. Храм венчают три купола с фонарями; центральный купол покоится на подпружных арках, поддерживаемых четырьмя тосканскими колоннами. В такой планировочно-объёмной структуре прослеживается слияние западной ренессансной и украинской строительных традиций. Первая проявилась в базиликальном плане и архитектурном декоре, вторая — в традиционных купольных завершениях. Снаружи стены согласно внутренней планировке расчленены тосканскими пилястрами на симметричные плоскости, в которых прорезаны оконные проёмы с архивольтами. Фасад завершён развитым антаблементом, компонентом которого является дорический фриз с метопами, триглифами и розетками. В полях метоп размещены рельефные, резные в камне композиции на библейские и евангельские темы.

В интерьере храма, состоящего из трех пространственных объёмов — бабинца, главного нефа и алтарной части, основную эстетическую роль играет материал — белый тёсаный камень при лаконичной архитектурной пластике колонн, арок, пилястр. Центральный купол, основой которого служит дорический фриз, украшен кессонами с розетками. В его парусах помещены резные в камне гербы жертвователей, которые давали средства на строительство храма. Основой двух других куполов — в бабинце и алтарной части, служит дорический фриз с метопами и триглифами. Стены, как и снаружи, расчленены пилястрами, а архитектурное решение интерьера обогащают два марша лестницы, ведущие на боковые галереи при северной и южной стенах. Свет в церковь попадает через высокие окна, украшенные витражами львовского художника первой трети XX века Петра Холодного.