Успенский собор Елецкого монастыря


Успенский собор (укр. Успеньский собор) — соборный храм Елецкого монастыря в Чернигове. Его строительство в самом начале XII века связано с именем родоначальника Ольговичей, черниговского князя Олега Святославича. Этот памятник почти целиком дошёл до нашего времени, хотя и с позднейшими наслоениями в стиле украинского барокко.

Построен вскоре после Любечского съезда 1097 года черниговским князем Олегом Святославичем. Во время татаро-монгольского нашествия хана Батыя собор был разграблен и сожжён. Восстановлен в 1445 году при князе Иване Можайском[4]. Во время захвата и разрушения Чернигова поляками Успенский собор сгорел. Более всего пострадала верхняя часть собора, которая вследствие пожара обрушилась. В 16991674 годах Успенский собор восстановили[5], придав некоторые черты украинского барокко.

В 1924 году собор был закрыт советскими властями и передан местному краеведческому музею. Учитывая большое историко-культурное значение Елецкого Успенского собора, Совнарком УССР объявил здание историко-культурным памятником всеукраинского значения и передал его на содержание госбюджета[6]. Во время оккупации 19411943 годов собор был превращён немецкой армией в конюшню. В 1941 году пострадал от зажигательной бомбы[7]. После войны в южном приделе собора, где имелись фрески, хранили соль, разрушительно напитавшую стены. Потом 850-летний храм был превращен в склад запчастей и металлолома. В 19611962 годах Успенский собор реставрировала межобластная специализированная научно-реставрационная производственная мастерская № 3[8].

В 1992 году Успенский собор в составе Елецкого монастыря был передан православной общине УПЦ. Основательные ремонтно-восстановительные работы в соборе были проведены лишь в 1998 году[9].

В плане собор представляет собой большой (16,28 х 26,57 м) трехнефный храм с шестью столпами и тремя апсидами, схожий по архитектуре с Успенским собором Печерского монастыря в Киеве[1]. Миниатюрная часовня с собственной апсидкой встроена в юго-западный угол, однако снаружи её не видно. Судя по археологическим изысканиям, с трёх сторон (перед каждым входом в храм) в древности, вероятно, были устроены галереи (или притворы тамбурного типа)[1]. В интерьере сохранились отдельные следы фресок XII века.