Фадеев, Геннадий Матвеевич


Генна́дий Матве́евич Фаде́ев (род. 10 апреля 1937, посёлок Владимиро-Шимановский, Свободненский район, Дальневосточный край, РСФСР, СССР) — российский государственный деятель, первый министр путей сообщения Российской Федерации (1992—1996, 2002—2003). Первый президент ОАО «РЖД». С 2015 года — советник генерального директора ОАО «РЖД»[1]. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Заслуженный работник транспорта Российской Федерации (2009).

Основные вехи деятельности Фадеева во главе железнодорожной отрасли России: сохранение МПС РФ в период приватизации государственной собственности в начале 1990-х годов; создание Совета по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества СНГ и Балтии с постоянно работающей дирекцией (после распада СССР); открытие движения поездов на всём протяжении БАМа; завершение полной электрификации Транссиба и главного хода в Китай; строительство 2-го железнодорожного моста через реку Амур под Хабаровском; строительство железнодорожного обхода Красноярска с мостом через реку Енисей; организация производства в России собственных электропоездов на Демиховском машиностроительном заводе; создание совместного предприятия по производству тяжёлой путевой техники с австрийской компанией Plasser and Theurer; создание и внедрение на московских вокзалах, а затем и по всей стране новой технологии пропуска пассажиров через турникеты посредством смарт-карт; запуск первых межрегиональных экспрессов в Рязань, Тулу, Орёл, Ярославль, Владимир; открытие в 2002 году первого в России маршрута аэроэкспресса в аэропорт Домодедово с Павелецкого вокзала, а затем с Киевского вокзала в аэропорт Внуково; возвращение исторического облика станции Ясная Поляна вблизи музея Л. Н. Толстого, ввод в строй нового международного Ладожского вокзала в Санкт-Петербурге, принятие решения о «перешивке» и начале перехода с узкой колеи на широкую (отечественную) на острове Сахалин[2][3].

Фадеев является последним главой железнодорожного ведомства России, имеющим профильное образование и базовую профессию железнодорожника. На смену ему в качестве руководителей РЖД пришли дипломат-разведчик и экономист.

Родился 10 апреля 1937 года на Дальнем Востоке в посёлке Владимиро-Шимановский Дальневосточного края (ныне — город Шимановск Амурской области).

Отец — Матвей Яковлевич Фадеев, работал на станции Шимановская (Амурской железной дороги), в локомотивном депо на экипировке паровозов.
Мать — Екатерина Ивановна Фадеева, была домохозяйкой.