Ладожский вокзал


Ла́дожский вокза́л — пассажирский терминал железнодорожной станции Дача Долгорукова Санкт-Петербургского железнодорожного узла.

Самый современный из пяти действующих железнодорожных вокзалов Санкт-Петербурга, открытый в 2003 году с целью разгрузки Московского и Финляндского вокзалов. Единственный вокзал города со сквозным движением поездов. Расположен в Красногвардейском районе по адресу Заневский проспект, 73 у станции метро «Ладожская».

С 1913 года на месте рядом со зданием нынешнего вокзала существует грузовая железнодорожная станция Дача Долгорукова.

Вокзальный комплекс в районе Малой Охты построен в 20012003 годах по проекту архитектора Никиты Явейна[2], разработанному ещё в 1976 году. Постройка нового вокзала позволила разгрузить Московский вокзал, в том числе до этого обслуживавший северное и сибирское направления.

В контексте организации пассажирских перевозок, прежде всего при печати билетов, для станции используется название Санкт-Петербург-Ладожский (С-ПЕТ-ЛАД)[3][4][5][6], при этом название Дача Долгорукова не упразднялось и фигурирует, например, в тарифном руководстве № 4 и справочнике железнодорожных станций на официальном ресурсе РЖД[7][8]

Вокзальный комплекс состоит из вокзала пригородных поездов и вокзала поездов дальнего следования. Проектировщик вокзального комплекса — архитектурное бюро «Студия 44»[9]. В качестве одного из прототипов использовался нереализованный проект реконструкции Николаевского (Московского) вокзала в неоклассическом стиле, созданный архитектором Иваном Фоминым в 1912 году, но не сумевший одержать победу на конкурсе[10][11][12]. Вокзал пригородных поездов расположен на подземном (нижнем) ярусе, вокзал поездов дальнего следования — в распределительном зале-конкорсе над железнодорожными путями, занимая весь верхний ярус. Основное пространство верхнего яруса на Ладожском вокзале — трёхсводчатый остеклённый световой зал дебаркадерного типа, обрамлённый двумя круглыми башнями; к северному фасаду примыкает автостоянка с въездной эстакадой над путями, отходящей от Заневского проспекта, и пешеходным лестничным спуском на Зольную улицу. Внутри пассажирского зала расположены необходимые для пассажиров службы. Комплекс соединён с наземным вестибюлем станции метро «Ладожская»[2]. Проект вокзального комплекса получил «гран-при» на международном архитектурном фестивале «Зодчество 2001» в номинации «Особо значимые социальные проекты»[13]. Южнее расположены четыре высоких посадочных платформы, накрытых навесами: две длинные, предназначенные для приёма поездов дальнего следования, и две короткие, для пригородных поездов (восточная пригородная платформа в 2020 году была удлинена за счёт пристройки низкого дощатого настила, что связано с запуском низкопольного поезда «Стриж» сообщением Самара — Санкт-Петербург).