Фалуньгун


Фалуньгу́н (кит. трад. 法輪功, упр. 法轮功, пиньинь Fǎlún Gōng — «духовная энергия колеса закона»[1]), «усердная работа с колесом учения»[2]; или Фалу́нь да фа́ (кит. трад. 法輪大法, упр. 法轮大法, пиньинь Fǎlún dàfǎ — «великий закон колеса учения»[3], «практика колеса дхармы»[4], «великий метод колеса дхармы»[4]) — новое религиозное движение[5][6], в основе которого лежит традиционная китайская гимнастика цигун в сочетании с элементами буддизма, даосизма, конфуцианства и китайских народных верований[1][4][7][8][9]. Тремя главными ценностями в Фалуньгун выступают конфуцианские принципы «истина» (真, чжэнь), «сострадание» (善, шань) и «терпение» (忍, жэнь)[10][11][12]. Фалуньгун возникла в начале 1990-х годов в КНР и впоследствии получила распространение за пределами страны[1][4][7][9]. Создатель учения и бессменный лидер фалуньгун («Учитель») — Ли Хунчжи[4][13].

Из-за особенностей Фалуньгун возникают сложности с определением этой «нетрадиционной сакральной веры» и «оккультной школы»[14]: ряд авторов определяет Фалуньгун как секту[1][15][16][7][17] или религию, с чем не согласны апологеты движения[14].

В материковом Китае с 1999 года деятельность движения Фалуньгун полностью запрещена и уголовно наказуема. Есть сведения об использовании властями КНР внесудебного лишения свободы и других насильственных мер для принуждения сторонников движения к отказу от убеждений и практики.В России с 2020 года запрещено публичное распространение нескольких информационных материалов и деятельность одной российской и нескольких иностранных организаций, связанных с Фалуньгун[a][18][19].Перейти к разделу «#Легальный_статус_и_преследование»

В новейшее время интерес к цигун в Китае снова усилился в начале 1950-х годов, когда китайские ленинисты решили испробовать на опыте оздоровительное действие этой традиционной практики. Но они придумали новый термин для наименования этого, чтобы избежать нежелательных ассоциаций с религией, которую маоисты объявили «феодальным суеверием» и всячески преследовали[20][21]. Поэтому ранние сторонники возрождения практики цигун представляли её, как одно из направлений в китайской традиционной медицине, не рассматривая религиозные аспекты.

Политические и экономические перемены, произошедшие в КНР после окончания «культурной революции» (1966—1976) и начала реформ (1978), способствовали определённой либерализации китайского общества и в то же время оказали влияние на общественное сознание и духовную культуру населения страны.