Фартусов, Виктор Доримедонтович


Ви́ктор Доримедо́нтович Фарту́сов (26 октября 1840, Москва — не ранее 1914) — русский художник, иконописец, писатель, академик.

Родился 26 октября 1840 года в Москве в семье московского цехового резчика по дереву Доримедонта Фартусова и с детских лет обучался резному мастерству под руководством отца[1].

Учился в воскресных классах при Строгановском училище, после чего в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1858—1868; «записан на имя» члена Московского художественного общества Александра Бруни) у Сергея Зарянко, Евграфа Сорокина. За картину «Поселянин благодарит преподобного Сергия за воскрешение сына» (1869) Виктор получил звание классного художника 3-й степени, в 1870 году он написал две иконы для церкви Святой Софии в Средних Садовниках в Москве: «Всех Скорбящих Радость» и «Сошествие Святого Духа», и за них получил звание классного художника 2-й степени, в 1873-м — классного художника 1-й степени за картину «Жёны-мироносицы у Гроба Спасителя».

Участвовал в написании икон для храма Христа Спасителя в Москве. Академик исторической живописи (с 1883 года, за живописные работы для храма Христа Спасителя). Действительный член Церковно-археологического отдела Московского общества любителей духовного просвещения.

Для Московского педагогического музея выполнил модели Ноева ковчега, Скинии Моисеевой, 1-го и 2-го Иерусалимских храмов, храма Гроба Господня в Иерусалиме, Силоамской купели. Участвовал в реставрации Благовещенского собора Московского Кремля (1882—1885). Необычным белокаменным иконостасом со стеклянной мозаикой, устроенным Фартусовым, была известна церковь Ржевской иконы Божией Матери[2].

В 1902 году разработал проект реформирования школы иконописцев при Свято-Троицкой Сергиевой лавре. По мнению Фартусова, для занятий иконописью «лучше выбирать таких, которые, будучи не глупыми, почему-либо к наукам ленивы и малоспособны, но зато по природной наклонности и их любви к искусству чертили разнообразные рисунки и увлекались этим»[3].