Всех скорбящих Радость


«Всех скорбя́щих Ра́дость»[1], «Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице…», «Всем скорбящим радость»[2][3] — наименование иконы Богородицы, почитаемой в Русской православной церкви чудотворной. Известна в различных списках. На иконе изображена Богоматерь в сиянии мандорлы, окружённая людьми, обуреваемыми недугами и скорбями, и ангелами, совершающими благодеяния от её имени.

Согласно преданию, образ впервые был прославлен в 1648 году в Москве в церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Преображения) на Большой Ордынке, где, как считается, и хранится ныне (в честь иконы освящён северный придел храма). Празднование иконы совершается 24 октября (по новому стилю, в XX и XXI веках — 6 ноября). Некоторые списки с неё имеют свои дни празднования.

«Всех скорбящих Радосте» — начальная строка одной из богородичных стихир[4][5]. По-видимому, первой иконой с таким названием был известный только по упоминанию в документах образ, написанный в 1683 году придворным живописцем Иваном Безминым[6], работавшим в европейской стилистике.

Данный тип иконографии сложился на Руси в XVII веке под западноевропейским латинским влиянием[7] (Мадонна во славе, Мизерикордия, Ружанцова, Непорочное зачатие Девы Марии; из православных — Живоносный источник, Образ умиления и посещения в беде страждущим, слившийся со «Всех скорбящих Радостью» к XVIII веку). Исследователи отмечают, что иконография «Всех скорбящих Радости» не получила «единой законченной композиционной схемы, существует во множестве вариантов»[8]. Ранние изводы XVII века первоначально не имели изображений страждущих. Они появились только после прославления иконы в 1688 году.

Помимо изображения Богородицы, икона традиционно включает в себя изображения людей, обуреваемых недугами и скорбями, и ангелов, совершающих благодеяния от имени Богоматери. Богоматерь изображается в рост, стоящей в мандорле (сиянии) и в окружении ангелов, часто с Младенцем на левой руке. Вверху в облаках изображён Господь Саваоф или Троица Новозаветная. Дева Мария стоит на полумесяце (образ из иконографии апокалиптической Жены, облечённой в солнце — Откр. 12:1) или на облаках. В руке Богородицы чётки (ранний и редкий вариант, возник под влиянием католического розария[9]), свиток или хлеб. Существуют извод, где Богоматерь изображается без Младенца со скипетром в правой руке, тогда как левой передаёт хлеб «алчущим питание»[10].

Несмотря на то, что иконография «Всех скорбящих Радости» сложилась после церковного раскола, связанного с реформами патриарха Никона, образ пользовался популярностью у старообрядцев[7]. Иконописцы из старообрядческих мастерских села Ветки в Белоруссии писали многочисленные списки этой иконы, в том числе и в его западном типе Мизерикордия.