Фарфоровая мануфактура Аугартен


Фарфоровая мануфактура Аугартен (нем. Die Porzellanmanufaktur Augarten) — первая в империи Габсбургов фарфоровая мануфактура, созданная в предместьях Вены, в парке Аугартен в 1718 году. Она стала второй крупной мануфактурой в Европе после Майсенской, основанной в 1710 году в Саксонии.

История старой Венской мануфактуры складывается из двух основных периодов. Новая мануфактура была организована в 1923 году.

25 мая 1718 года австрийский император Карл VI особым указом даровал привилегии нидерландскому предпринимателю Клаудиусу Инноцентиусу дю Пакье (Claudius Innocentius du Paquier; 1679—1751) на право монопольного производства фарфора в пределах Священной Римской империи в течение двадцати пяти лет. Родившийся в Германии (по иным источникам во Франции), дю Пакье прибыл в Вену около 1700 года и работал военным советником при императорском дворе. В этой должности дю Пакье, имевший хорошие дипломатические отношения со всей Европой, сумел не только привлечь опытных мастеров из Майсена, но и завладеть секретом изготовления фарфора. Дю Пакье изучал химию и технологию керамического производства, возможно, сам ездил в Майсен[1].

Мануфактура разместилась в пригороде столицы. В 1719 году из Майсена в Вену переехал С. Штёльцель (ближайший помощник И. Ф. Бёттгера). Сотрудниками венской мануфактуры были К. К. Гунгер и И. Г. Герольд, также из Майсена. В формах изделий периода Дю Пакье чувствуется влияние южно-немецкого барокко и раннего венского рококо, подражание изделиям из металла и восточному — китайскому и японскому фарфору имари и стиля какиэмон с росписью ярко-красной, чёрной красками, серебром и золотом. Использовались также лепные маскароны, фигурные ручки, мотивы стиля шинуазри и росписи гризайль «под гравюру» шварцлотом (чёрной краской с последующим обжигом). С 1725 года появились полихромные росписи: «индианские цветы» (indianische Blumen), «немецкие цветы» (deutschen Blumen), мотивы плетения, ломаные линии и рокайли с пейзажами в медальонах. Мастера использовали также гравюры «берен». На мануфактуре работали живописцы И.-Ф. Данхофер, Я. Гельхис. Изделия не имели фабричной марки. Возможно, автором многих скульптурных форм был сам дю Пакье[2].

Второй значительный период в деятельности Венской фарфоровой мануфактуры назван периодом Зоргенталя. После двадцати пяти лет успешного производства компания дю Пакье оказалась в долгах и, несмотря на помощь города Вены, её пришлось продать. В 1744 году, во время правления императрицы Марии Терезии (1740—1780) мануфактура была национализирована и включена в имперское владение, став Императорской фарфоровой мануфактурой Вены (Kaiserliche Porzellanmanufaktur Wien).