Рокайль


Рокайль (фр. rocaille, произносится «рокай»: в буквальном смысле «щебень, галька, каменные обломки»,[1][2], уменьшительное от rос — «скала, камень»[3][4]) — элемент орнамента в искусстве XVIII века, основанный на мотиве стилизованных раковин, камешков, свитков[2][4][5][1][3].

В 1736 году французский ювелир, рисовальщик-орнаменталист и резчик по дереву Жан Мондон «Сын» (J. Mondon le fils) опубликовал альбом гравированных рисунков под названием «Первая книга форм рокайль и картель» (Premier Livre: De forme Rocquaille et Cartel). Картель (фр.  cartelle , от итал. cartoccio — бумажный свёрток, кулёк, итал. carta — бумага) — мотив, как и схожий с ним картуш, напоминающий полуразвёрнутый рулон бумаги с причудливо надорванными или загнутыми углами. Близок бандельверку, кнорпельверку, ормушлю, рольверку. Однако слово «рокайль» было в то время новым.

В эпоху рококо такие картели соединяли с рокайлями, отчего возникло распространённое определение: «искусство рокайлей и картелей» и, позднее, «стиль рокайля». Однако двусмысленность этой терминологии связана с тем, что словом «картель» во Франции XVIII века называли настенные и напольные корпусные часы с маятником, оформленные рокайльным орнаментом[6]. Существует версия о том, что в XVIII веке на профессиональном жаргоне резчиков по кости слово «рокайль» означало: выпуклый рисунок, рельеф. Это же слово встречается в «Карманном словаре изящных искусств» аббата А. Булье (1759). В 1754 году рисовальщик и гравёр Шарль-Николя Кошен Младший опубликовал памфлет, адресованный парижской гильдии ювелиров, в котором призывал отказаться от вычурных форм «rocaille» и возвратиться к классицистической эстетике прямых линий.

Архитектор французского неоклассицизма Ж.-Ф. Блондель Младший употреблял слово «rocaille» в 1770-х годах в негативном смысле для обозначения причудливых форм предшествующей его творчеству эпохи. Термин «рококо» в ироничном значении (добавив к слову «рокайль» двойное окончание, наподобие: «обезьянничанье») использовал Ж.-Ж. Руссо, когда высмеивал вкусы и нравы «эпохи маркиз».

По словам Селона Делеклюза (Selon Delécluze), ироничный термин «рококо» был изобретен около 1797 года в насмешку Пьером-Морисом Кюэ (Pierre-Maurice Quay), учеником Жака-Луи Давида, и поборника классицизма, «доведённого до крайности»[7]. С 1759 года в Германии встречается синоним термина «рокайль» — «Grillenwerk» («вычурная работа»). В относительно поздний период появилась разновидность рокайля, получившая немецкое название: «перистый рокайль» (нем. fedrigen Rokaillen), с длинными, «колючими» отростками, или «перьями», что свидетельствовало о маньеристичной стадии развития стиля рококо. Его изобретателем считается немецкий художник Януариус Цик[8].

Термины «рокайль» и «рококо» долгое время сохраняли уничижительное значение, прежде чем были приняты историками искусства примерно в середине XIX века, в период историзма художественного мышления.