Февральская лазурь


«Февра́льская лазу́рь» — пейзаж русского художника Игоря Грабаря (1871—1960), написанный в 1904 году. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве (инв. 3729)[1]. Размер — 142,6 × 84,8 см[2][3]. Грабарь работал над картиной в подмосковной усадьбе Дугино, этот пейзаж также упоминался им под названиями «Голубая зима», «Лазоревый февраль» и «Конец февраля»[2]. Для работы над полотном, продолжавшейся в течение двух с лишним недель и законченной «целиком на натуре», в снегу была вырыта траншея глубиной около метра, в которой художник расположился вместе с мольбертом и установленным на нём холстом[4].

Картина была представлена публике на 2-й выставке Союза русских художников[1][5], открывшейся 31 декабря 1904 года в Санкт-Петербурге[6][7], а в феврале 1905 года переехавшей в Москву[8]. В 1905 году «Февральская лазурь» была приобретена у автора для собрания Третьяковской галереи, согласно единогласному решению её совета[1][9].

Искусствовед Ольга Подобедова отмечала, что в «Февральской лазури» Грабарю «удалось создать один из поэтических образов природы и одновременно решить сложнейшие колористические задачи»[10], а в берёзе с этого полотна поэзия его живописи «достигла своей кульминации»[11]. По словам искусствоведа Алексея Фёдорова-Давыдова, система дивизионизма, использованная художником при написании «Февральской лазури», — это не просто новая для русской живописи манера или техника, а «иная живописная трактовка изображения, выражающая новое восприятие пейзажа»[12]. Искусствовед Наталья Мамонтова писала, что это произведение явилось «одной из высших точек творческой жизни Грабаря-художника», в значительной мере повлиявшей на его дальнейший путь[13].

В 1900-х годах Игорь Грабарь часто гостил в усадьбе Дугино, принадлежавшей братьям Мещериным — Николаю и Михаилу, сыновьям основателя Даниловской мануфактуры Василия Ефремовича Мещерина (1833—1880)[14][15]. Усадьба была расположена в Подольском уезде Московской губернии (ныне — на территории посёлка Мещерино), недалеко от реки Пахры[15]. В основном делами, связанными с усадьбой, занимался Николай Мещерин[16] — он увлекался живописью и участвовал в выставках Союза русских художников, «Мира искусства» и других художественных объединений[17]. Благодаря ему на рубеже XIX и XX веков Дугино превратилось в «настоящий приют художников» — помимо Грабаря, здесь в разное время гостили Исаак Левитан, Виктор Борисов-Мусатов, Аполлинарий Васнецов, Сергей Малютин, Илья Остроухов, Василий Переплётчиков, Валентин Серов, Алексей Степанов, Мануил Аладжалов и другие живописцы[14].


Игорь Грабарь. Зима (этюд, 1904, ГРМ)
Игорь Грабарь. Февральская лазурь (этюд, 1904, НХМРБ)