Феликс Урхельский


Фе́ликс Урхе́льский (Феликс Уржельский; исп. Félix de Urgel; умер в 818, Лион) — епископ Уржеля (781—792 и 798—799), один из главных защитников адопцианства.

Дата и место рождения Феликса неизвестны. Своё образование он получил в монастыре Сан-Серни-де-Тавернолес[en], к началу 780-х годов став теологом, известным не только в Испании, но и в Южной Галлии. В 781 году Феликс впервые упоминается в современных ему документах как глава Уржельской епархии, где он стал, вероятно, преемником епископа Дотилы[ca].

В 784 году к Феликсу с посланием обратился архиепископ Толедо Элипанд, попросив епископа Уржеля составить богословское обоснование получившей в это время распространение на Пиренейском полуострове догматической теории о разделении в Иисусе Христе божественного и человеческого начала и о том, что своей божественной природой Христос обязан «усыновлению» со стороны Бога Отца. Историки предполагают, что эта теория была попыткой христианской церкви бывшего Вестготского государства сблизиться с точкой зрения ислама на природу пророка Исы, что должно было способствовать более успешному обращению в христианство арабских завоевателей Пиренейского полуострова. Опираясь на некоторые фразы из Священного Писания и сочинений Отцов Церкви, а также на практику мосарабской литургии, Феликс Урхельский в 785 году обосновал догматическую правильность теории Элипанда, став её сторонником и активным распространителем как в пределах своей епархии, так и во всей северо-восточной Испании. Однако догматы Феликса и Элипанда не получили однозначного одобрения среди испанских иерархов, часть которых (например, епископ Осмы Этерий Бемский и аббат Беат Лиебанский) обвинила сторонников епископа Уржеля и архиепископа Толедо в отходе от традиционного для конца VIII века Символа веры и в возрождении ими несторианства адопцианского толка. Раскол в Испанской Церкви, ставший широко известным во всём христианском мире, вызвал принятие решений, осуждающих догматы адопцианства: уже в 786 году идеи Элипанда Толедского и его сторонников были осуждены папой римским Адрианом I.

С отвоеванием в 785—790 годах Уржеля франками у мавров территория Уржельской епархии стала частью Франкского государства, правитель которой, Карл Великий, заинтересованный в скорейшей интеграции новых земель в своё королевство, предпринял меры к восстановлению догматического единства Испанской и Галльской Церквей. 27 июня 788 года[1] в Нарбоне состоялся церковный собор[fr] иерархов Нарбонского[ca] и Арльского диоцезов[en], в первый из которых входила и Уржельская епархия. На этом собрании, проведённом под председательством архиепископов Даниэля Нарбонского и Элифанта Арльского, теории Феликса и Элипанда были осуждены и епископ Уржеля должен был публично отречься от своих взглядов[2].