Испанский адопционизм


Испанский адопционизм (от лат. adoptio — «усыновлять») — христианское богословское течение, существовавшее в VIII—IX веках на Пиренейском полуострове. В II—III веках уже существовали различные антитринитарные учения, среди которых был и адопционизм, отрицавший божественную сущность Иисуса Христа. Данное учение было осуждено христианской церковью как ересь. В VIII веке в Испании архиепископ толедский Элипанд и епископ урхельский Феликс снова подняли вопрос о двойственной природе Богочеловека, утверждая, что лишь по своей божественной природе Христос есть истинный Бог, по своей же человеческой природе он лишь усыновлен Богом. Этой человеческой природе адопционисты отказывали во многих божественных свойствах, особенно во всезнании, продолжая учение агноитов.

Элипанд, живший в землях, подвластных арабам, мог беспрепятственно проповедовать своё учение и усиливать свою партию. Но когда Феликс стал распространять адопционизм во владениях Карла Великого, то набирающая силу секта немедленно привлекла внимание Карла. Созванный в 788 году собор в Нарбонне не привёл ни к какому результату; в 792 году Феликс был приглашён на синод в Регенсбург, отказался от своего учения, признанного присутствующими продолжением несторианской ереси, и подтвердил своё отречение в Риме перед папой Адрианом. Но возвратившись в Урхель, Феликс вернулся к своим прежним воззрениям. Тогда в 794 году от Карла Великого ему было послано убедительное возражение и приглашение на собор в Франкфурт. Феликc не явился, и его учение было осуждено. Он возражал; ему отвечал Алкуин. Лионский епископ Лейдрад уговорил Феликса приехать в 799 году в Аахен на синод, где Алкуин, после длинного спора, снова убедил его отречься. После того Феликс жил в Лионе до своей смерти в 818 году, под надзором епископа.

Возникновение адопционизма в Испании связано с именами Элипанда (717—808), архиепископа, находящегося под властью мавров Толедо, и Феликса (ум. 818), епископа Урхеля, принадлежащего Испанской марке государства Карла Великого. С середины VIII века, после разрушения Таррагоны, епархия Урхеля находились в подчинении Нарбонны[es]. Элипанд и Феликс были известны своей учёностью; среди их сторонников также называют епископа Аскария[прим. 1] и астурийского аббата Фиделия (лат. Fidelis). Их также называют «кордовскими братьями». Истоки учения предположительно восходят к борьбе Элипанда с Мигецием (лат. Migetius), который отрицал отличие между Словом и Христом, полагая, что второй участник Троицы не существовал до воплощения. Пытаясь пролить свет на таинство воплощения, архиепископ Толедский допустил различие между истинным и «приёмным» сыном Божьим. Впервые эта точка зрения была выражена в его написанном ранее 782 года письме к Мигецию[2], хотя существуют указания на то, что источником ереси мог быть и Феликс. Вероятно, эти епископы были друзьями[3].