Формион (трапезит)


Формио́н (др.-греч. Φορμίων) — афинский трапезит V—IV веков до н. э. Известен по судебным речам Демосфена, также упоминается в жизнеописании последнего, принадлежащем Плутарху[1].

По происхождению раб-иностранец (этническая принадлежность не установлена). Принадлежал трапезиту Пасиону, который, как и сам Формион, первоначально был рабом и служил трапезиту. Пасион оценил деловые качества Формиона, отпустил его на волю и постепенно передал ему управление своим процветающим бизнесом, несмотря на то, что сам имел двух сыновей, один из которых, — Аполлодор[англ.] — уже достиг совершеннолетия. Формион отлично вёл дела трапедзы (банкирского дома)[2].

Кроме того, тяжело заболевший под конец жизни Пасион взял с Формиона слово (что зафиксировано в завещании Пасиона) жениться на своей вдове Архиппе[фр.][3], которая получала значительное приданое, необходимое для поддержания привычного ей образа жизни, а также назначил его одним из опекунов над своим несовершеннолетним сыном Пасиклом. Архиппа явно была намного моложе Пасиона и во втором браке родила ещё двух сыновей[2]. Однако только через 10—11 лет после смерти Пасиона Формион получил афинское гражданство.

Формион был судовладельцем и вёл морскую торговлю на Понте Эвксинском: когда жители Византия захватили его корабли, он отправил к ним для переговоров некоего Стефана[4] (против которого в дальнейшем были написаны две речи Демосфена).

В нашумевшем в Афинах процессе Аполлодора против Формиона истец пытался оспорить подлинность завещания своего отца. Проиграв процесс, Аполлодор обвинил Стефана, одного из свидетелей Формиона, в даче ложных показаний. Речь для Формиона написал Демосфен. Враждебная великому оратору традиция утверждает, что он, предав интересы своего клиента, составил затем речь и для Аполлодора против Стефана[1].

По мнению большинства исследователей, афинский суд вынес правильное решение, отвергнув обвинения Аполлодора против Формиона. Завещание Пасиона не нарушало закон. В нём нет речи о праве наследования. Само собой подразумевалось, что состояние перейдёт к сыновьям. В завещании говорится о приданом Архиппы и об опеке над Пасиклом. Пасион имел право этим распорядиться. То, что Аполлодору поручалась опека над младшим братом и предлагался брак опекуна с матерью подопечного, как будто противоречит закону. Однако известны и понятны мотивы, побудившие Пасиона так поступить. Аполлодор не обладал деловыми качествами, отличался расточительностью. Опекуны были вынуждены произвести раздел имущества, чтобы оградить интересы младшего брата. Пасион не доверил попечению Аполлодора ни свою жену Архиппу, ни дело всей жизни — трапедзу, которая дала ему свободу, богатство, а затем и гражданские права. Аполлодор умел тратить деньги, а не наживать их. Он дорожил гражданством, которое обретено было его отцом после долгих лет жизни и деятельности в Афинах, изощрялся в тратах на государственные нужды, стремился играть роль и в политической жизни полиса. Но бизнес его не интересовал[5].