Фостер, Эл


Элои́зиус «Эл» Фо́стер (англ. Aloysius “Al” Foster; род. 18 января 1943, Ричмонд, Виргиния, США) — американский джазовый барабанщик, прославился высокой техникой игры и динамичными, экспансивными барабанными соло, обеспечив себе, таким образом, репутацию одного из ведущих барабанщиков поколения пост-бибопа среди музыкантов.

Сотрудничал со многими джазовыми музыкантами, в том числе, с Сонни Роллинзом, Фредди Хаббардом, Джоном Скофилдом, Стэном Гетцом, Херби Хэнкоком, израильским пианистом Леонидом Пташкой, а также Майлсом Дейвисом, который и открыл миру талант Фостера, пригласив его в свой биг-бэнд.

Эл Фостер родился 18 января 1943 в Ричмонде, Виргиния, в музыкальной семье: его отец и дядя были барабанщиками. Через некоторое время Фостеры переехали в Нью-Йорк и стали жить недалеко от западного Гарлема. Юный Эл с самого детства увлекался музыкой, среди его кумиров были Чик Уэбб, Джо Джонс и Макс Роуч. Первую ударную установку Gretsch[англ.] ему подарили родители на девятый день рождения.

Творческий дебют Фостера состоялся в 1960 году в ансамбле южноафриканского трубача Хью Масекелы[англ.], затем Эл играл с Тедом Кёрсоном, Иллинойсом Джеккетом[англ.], Кэннонболлом Эддерли и Фредди Хаббардом[1], а свой первый альбом The Thing to Do он записал совместно с Блю Митчеллом[англ.] в 1964 году, однако звёздный час музыканта состоялся позднее[2]. В 1969 году в манхэттэнском клубе Cellar Club Эл отыграл сет с басистом Эрлом Мэем. В тот вечер в клубе присутствовал Майлс Дейвис, который был настолько поражён техникой игры 25-летнего барабанщика, что пригласил Фостера к себе в оркестр в качестве замены ударнику Джеку Деджоннету[англ.], который на тот момент покидал группу. Фостер принимал участие в записи альбомов Дейвиса на протяжении 13-ти лет с 1972 по 1985 год, первым совместным альбомом стал Big Fun, а завершила период сотрудничества пластинка You’re Under Arrest[3].

Помимо музыки Эла Фостера и Майлса Дейвиса связывала крепкая дружба. Фостер был одним из немногих, кто общался с Майлсом и поддерживал его в самый кризисный период жизни, когда из-за болезни, вызванной наркотической зависимостью, он на шесть лет оставил музыку[3].

Ближе всех мне был Эл Фостер. По-настоящему одухотворенный парень, с ним было хорошо. Именно Эл держал меня в курсе музыкальной жизни в те годы, когда я не играл. Я разговаривал с ним тогда почти каждый день. И доверял ему абсолютно[4].