Франкен, Франс (Младший)


Франс Франкен Второй, или Младший (нидерл. Frans Francken (II), 1581, Антверпен — 6 мая 1642, Антверпен) — фламандский живописец и рисовальщик эпохи барокко. Прославился небольшими и изящными кабинетными картинами на исторические, мифологические и аллегорические сюжеты. Он самый известный и самый продуктивный член большой семьи потомственных художников Фландрии XVI и XVII веков[4][5].

Франс Франкен Младший был выходцем из известной семьи художников, с традициями, относящимися к первой половине XVI столетия. Он был третьим сыном живописца Франса Франкена Старшего (1542—1616), в связи с чем вплоть до 1616 года добавлял к своим картинам подпись: «Младший»[6].

Франс Младший вместе с братом Иеронимом Франкеном Вторым, возможно, также получил дополнительное обучение в мастерской своего дяди Иеронима Франкена Первого в Париже. Вероятно, сначала он работал в семейной мастерской, прежде чем стал в 1605 году независимым мастером в антверпенской Гильдии святого Луки. В 1616 году он стал деканом гильдии. Его талант был признан рано, в 1607 году ему удалось купить дом в центре города и он сумел организовать большую мастерскую, где было сделано множество копий его оригинальных композиций.

8 ноября 1607 года Франкен женился на Элизабет Плаке «с особого разрешения епископа». Возможно, это было связано с тем, что их первенец родился до конца 1607 года. Сыну дали то же имя, что и его отцу и деду. Он стал известен как Франс Франкен Третий, а как художник позднее получил прозвание «Рубенс Франкен». У четы Франкен родились ещё трое мальчиков и пять девочек. Один из них, Иероним, также стал живописцем[7].

Среди учеников Франса Франкена Младшего были Даниэль Хагенс, монограммист Н.Ф., его брат Иероним Франкен Второй и его сын Франс Франкен Третий.

Франс Франкен Младший создал большое количество небольших кабинетных картин на исторические, аллегорические, мифологические и библейские сюжеты. Был также популяризатором некоторых новых тем и сюжетов во фламандской живописи, например развивал живопись бытового жанра, вводил в свои композиции некоторых «новых» для современников животных, например — обезьян:«сенжери» (фр. singerie — обезьяничанье).«Обезьянью» тему затем развил в своих работах Давид Тенирс Младший)[8].