Фрауэнкирхе (Мюнхен)


Собор Пресвятой Девы Марии (нем. Der Dom zu Unserer Lieben Frau — Собор Нашей любимой Дамы), именуемый в обиходе Фрауэнкирхе (нем. Frauenkirche), — самая высокая церковь Мюнхена. Одна из главных достопримечательностей города. С 1821 года храм служил кафедральным собором католической архиепархии Мюнхена и Фрайзинга[1].

В XIII веке семья Виттельсбахов построила на месте будущего собора (в то время на окраине города) капеллу Девы Марии. Со временем капелла стала приходской церковью. Трёхнефная базилика в стиле поздней романики имела фасад с двумя симметричными башнями, нартексом на западе и хором на востоке. «Людвиг Баварец» из рода Виттельсбахов отремонтировал хор в готическом стиле и устроил там надгробие своей жены Беатрикс фон Шлезиен-Швейдниц, умершей в 1322 году. Там же он сам был похоронен в 1347 году. С тех пор церковь служила усыпальницей мюнхенской линии семьи Виттельсбахов[2].

Рост населения города требовал строительства новой церкви. Главным строителем был Йорг фон Хальсбах (Jörg von Halsbach; также: Йорг Хальспах или Йорг Гангхофер: Jörg Ganghofer), который в то же время, в 1470 году, строил старую мюнхенскую ратушу. Он выбрал простой тип кирпичного здания. Городской совет согласился по материальным причинам, поскольку поблизости не было каменных карьеров. 9 февраля 1468 года герцог Сигизмунд и епископ Тюльбек заложили камень в фундамент новой Мариенкирхе.

Строительство шло довольно быстро. Перекрытие было деревянным. Башни, кроме шпилей, были завершены в 1488 году. Таким образом, храм был закончен всего за двадцать лет, что было коротким сроком строительства по сравнению с возведением других больших церквей. Йорг фон Хальсбах умер вскоре после завершения работ и был похоронен в церкви.

В последующие века церковь постепенно перестраивали. Необычной формы купола башен появились в 1525 году. В 1620 году был добавлен монументальный главный алтарь работы фламандского скульптора Петра Кандида (Peter Candids), представляющий Вознесение Девы Марии. Кенотаф Людовика Баварского 1622 года из чёрного полированного известняка и бронзы, украшенный бронзовыми фигурами из нереализованной гробницы Альбрехта V, несколько раз в истории переносили с места на место. Постепенно, в XVII—XVIII веках, все алтари были украшены новыми картинами и запрестольными образами. В 1770—1772 году Игнац Гюнтер сделал новые дверные створки и рельефы хора. Наконец, в 1780 году была добавлена кафедра Романа Антона Бооса.

В ходе секуляризации Баварии в 1802—1803 годах монастырь при церкви был упразднён, а часть убранства уничтожена или конфискована баварским государством. Однако при последующей реорганизации церковного управления резиденцией архиепископа стал Мюнхен, и с тех пор Фрауэнкирхе, построенная как приходская церковь, стала собором. В соборе могли разместиться до 20 000 прихожан, в то время как на момент окончания строительства население Мюнхена составляло всего 13 000 человек. В наше время скамьи прихожан вмещают около 4000 человек.