Хасан ибн Саббах


Хаса́н ибн ас-Сабба́х или Хаса́н ибн Сабба́х (перс. حسن صباح‎, араб. حسن الصباح‎; 1050-е[1], Кум, Государство Сельджукидов[1] — 12 июня 1124[1], Аламут, Низаритское исмаилитское государство[1]) — основатель Низаритского исмаилитского государства и его военной группировки фидаинов[2], известной как «ассасины»[3].

Основной источник сведений о жизни Хасана ибн Саббаха — низаритское сочинение Саргузашт-и саййидна («Повествование о господине нашем»). Последнее известно только из цитат, сделанных более поздними персидскими авторами[4]. Хасан также написал трактат на персидском языке о доктрине та'лима под названием «аль-Фусуль аль-арба’а»[5]. Текст больше не существует, но фрагменты цитируются или перефразируются аш-Шахрастани и несколькими персидскими историками[5].

Его полное имя, по Рашид ад-Дину, — Хасан ибн Али ибн Мухаммед ибн Джафар ибн аль-Хусейн ибн Мухаммед ас-Саббах аль-Хамйари/Химйари Йемени; по Джувейни — Хасан ибн Али ибн Мухаммед ибн Джафар ибн ал-Хусейн ибн Мухаммед [ибн] ас-Саббах ал-Хамйари/Химйари; по Ибн аль-Асиру — Хасан ибн ас-Саббах аль-Йемени ар-Рази[6]. Отец Хасана, вёл происхождение, по Рашид ад-Дину, от доисламских химяритских правителей Йемена, по Мирхонду — из деревни около Туса в Хорасане. Источники дают противоречивые указания о месте рождения Хасана. Э. Браун, В. А. Иванов, Л. В. Строева на основе сообщения Джувейни считают, что он родился в Рее, М. Ходжсон, И. П. Петрушевский и Ф. Дафтари — в Куме, куда Али ас-Саббах переселился из Куфы.

На Востоке была широко распространена легенда «о трёх товарищах по медресе», согласно которой Хасан, Низам аль-Мульк и Омар Хайам вместе учились в Нишапуре у имама Муваффака. Друзья дали клятву, что тот из них, кто добьётся в жизни бо́льшего успеха, поможет остальным. Когда Низам аль-Мульк стал визирем сельджукского султана, Хасан благодаря его покровительству получил должность при дворе, но затем был изгнан по оговору визиря, опасавшегося соперничества. Убийство Низам аль-Мулька, совершённое по приказу главы низаритов, считали личной местью последнего. Историческая недостоверность этой легенды была доказана в XIX веке Э. Брауном, обратившим внимание, что Низам аль-Мульк родился значительно раньше и Хасана ас-Саббаха и Омара Хайама[7].