Хеп-хеп


«Хеп-хеп» (англ. hep-hep, нем. hep-hep, ивр. "הֶפּ-הֶפּ"‎) — оскорбительный возглас в адрес евреев, под которым проходили первые в новой истории Европы антисемитские погромы в августе 1819 года в Германии. Погромное движение «Хеп-хеп» впервые было направлено не только против иудеев, но и против крещёных и ассимилированных евреев.

Клич «хеп-хеп» звучал и во Франции во время событий Июльской революции. Также была попытка А. Штеккера возродить данный термин в 80-х годах XIX века, но она не увенчалась успехом[1].

Происхождение возгласа «хеп-хеп» точно не установлено. По одной из версий, немецкие студенты, организовавшие погром евреев в Вюрцбурге, изучив историю Древнего мира, наткнулись на латинское выражение «Hierosalima est perdita» («Иерусалим пал (пропал)»), или сокращённо «хеп». Этим выражением пользовались римляне после уничтожения Второго храма и независимого еврейского государства в первом веке нашей эры[2]. Есть версия, что «хеп-хеп» — боевой клич крестоносцев.

Более вероятной является гипотеза о том, что возгласом «хеп-хеп» крестьяне Франконии (историческая область в Германии) понукали домашний скот.

Антисемитские погромы участились в Германии и некоторых соседних с ней странах в обстановке реакции после наполеоновских войн. Первые такие погромы произошли в августе 1819 года в Вюрцбурге. В скором времени эти погромы перекинулись на другие города и области Германии (Бавария, Баден, Гамбург, Гессен, Мекленбург и проч.). Также подобные антисемитские погромы произошли в соседних странах (в Дании, Нидерландах, Чехии, Польше, Австрии[3], Эльзасе, а также в Российской империи, в частности в Риге, где проживало много немцев). Беспорядки часто сопровождались разгромом, грабежом, поджогом общественных зданий и т. д. Погромы происходили на фоне острого экономического кризиса, который поразил Германию после освобождения от французской оккупации. Разорённые и обнищавшие широкие массы населения ставили такую ситуацию в вину евреям. Во многом беспорядки обрели антисемитский уклон под воздействием взглядов таких деятелей немецкой науки и культуры как философы Фридрих Рюс и Якоб Фриз, которые очень часто в своих произведениях представляли истинными виновниками бедственного положения немецкого народа еврейских банкиров, купцов и ремесленников. Доказать виновность евреев в этом немецкому народу было несложно, так как к этому времени экономические позиции евреев в Германии заметно укрепились после того, как Наполеон уравнял евреев в гражданских правах с остальным населением Германии[1].

Эффективность шовинистической пропаганды превзошла ожидания даже некоторых её зачинщиков, в ряде случаев для прекращения беспорядков потребовался ввод войск. Немецкими властями многие подробности и детали погромов замалчивались или вовсе отрицались. Но, несмотря на это, власти всё же приняли ряд антиеврейских дискриминационных законов, мотивируя свои действия нежеланием основной массы немецкого населения мириться с гражданским равноправием евреев.