Хорремшехр


Хорремше́хр[2][3] (перс. خرمشهر‎ — Xorramšahr, араб. المُحمرة‎ — al-Muḥammarah) — портовый город на реке Шатт-эль-Араб в Иране. Расположен в остане Хузестан на юго-западе страны, примерно в 10 км севернее Абадана. Население, по разным данным, составляет 338 922 чел. (2006 год[4]) или 624 321 чел. (2005 год[5]). В городе имеется судостроительная, нефтеперерабатывающая, кожевенная промышленность.

В X веке буидский эмир Азуд ад-Доуле (936—983), приказал вырыть судоходный канал, соединивший реку Карун с Шатт-эль-Арабом[6]. Канал, получивший имя Хафар, дожил до наших дней. А за старым руслом Каруна, которое несёт свои воды напрямую в Персидский залив, закрепилось название Бахманшир.

Город Мохаммера (современный Хорремшехр) был заложен в 1812 году, в устье Хафара, шейхом Юсуфом бин-Мардо Аль-Кааби[7] (арабом из племени Бану-Кааб), чьи потомки правили как автономные правители вплоть до 1930-х годов. Город носил арабское название Мохаммера (Кут-аль-Мохамарра[8]) вплоть до 1924 или 1925 года, когда шах Реза Пехлеви переименовал его в Хорремшехр.

В 1819 году шейх Юсуф бин-Мардо Аль-Кааби скончался. Ему наследовал шейх Джабир Аль-Кааби-хан бин-Мардо. По Эрзурумскому миру 1847 года, Османская империя передала Ирану город Абадан, а также права на Мохаммеру. Джабир ушёл из жизни в 1881 году. Перед смертью он назвал преемником своего старшего сына — шейха Мазаль-хана ибн-Джабир-хана (чаще именуемого Муаз-ос-Султане). Его младший брат — шейх Хазаль-хан ибн-Джабир, чаще именуемый Сардар-и-Нишан-э-Агдаз — организовал заговор против брата Мазаля, убил его и захватил власть. В апреле 1898 года Хазаль был утверждён эмиром в Тегеране. В 1899 году Хазаль захватил близлежащий к Мохаммере город Ховейзу. Вплоть до начала XX века Хазаль исправно платил центральным властям налоги, с 1902 года он фактически контролировал все таможенные сборы в Арабистане (как тогда назывался Хузестан) и получил право самостоятельно назначать чиновников в провинциях своего эмирата. В начале XX века Хазаль установил контакты с британцами (укрепившими своё влияние в Кувейте), подписав с ними договор, признающий его эмиром. В 1908 году в окрестностях Мохаммеры были открыты большие запасы нефти. После образования в 1909 году Англо-персидской нефтяной компании, Хазаль стал в своей политике ещё больше ориентироваться на англичан и закупать у них винтовки, взамен позволив хозяйничать в его владениях и допустив к себе их советников, чему центральные персидские власти не могли воспрепятствовать; в итоге все месторождения нефти юго-запада Ирана оказались под контролем англичан.

К 1913 году Мохаммера сделалась предпоследней станцией одного из пароходных маршрутов РОПиТа[9], а конечной станцией была Басра.