Храм Клитунно


Храм Клитунно, Темпьетто в Клитунно (итал. Il tempietto del Clitunno — Маленький храм у Клитунно) — небольшая раннесредневековая церковь, расположенная на берегу реки Клитунно в пригороде Писсиньяно (Pissignano), недалеко от Кампелло-суль-Клитунно (Campello sul Clitunno), между Сполето и Треви (Умбрия), Италия. Историки архитектуры рассматривают крошечную раннесредневековую церковь на реке Клитунно как уникальное в своём роде возрождение классики, христианскую церковь, построенную в форме древнеримского храма коринфского ордера. В 2011 году храм включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО[3].

Исток реки Клитунно, берущий начало у подножия гор в Кампелло, в древности был известен как место, посвящённое речному богу Клитумну, сыну Океана и Тетис[4].

Участок Фламиниевой дороги (Via Flaminia), ведущей из Рима в Римини, проходил мимо святилища, и многие когда-то останавливались там, как это сделал Плиний Младший в конце I века н. э., который описал это посещение в своих «Эпистулах» (Книга VIII, 8). Уговаривая своего друга Романа приехать на это место, чтобы лично увидеть его красоту, Плиний отмечал, что там, рядом с рекой, «возвышается древний и почтенный храм, где стоит сам Юпитер Клитум, одетый в тогу». Плиний добавлял, что большой храм окружён множеством меньших храмов, в каждом из которых находится статуя бога. Вергилий также упоминал это место во второй книге своих «Георгик», где он прославлял «…молочно-белые стада Клитумна, тех быков, которые часто купались в священном потоке реки и которых римляне приносили в жертву во время своих триумфов…»[5].

Гуманисты эпохи итальянского Возрождения XVI века полагали, что храмоподобная церковь Сан-Сальваторе, стоящая рядом с Виа Фламиния в Писсиньяно, должна быть тем, что осталось от храма Юпитера Клитумна или одним из меньших храмов, упомянутых Плинием, и ранние христиане приспособили это языческое здание для собственных нужд. Франческо ди Джорджо Мартини, Беноццо Гоццоли и Андреа Палладио считали постройку древнеримской работой. Её воспроизводили в рисунках и гравюрах Антонио да Сангалло Младший[6], Андреа Палладио[7], Джованни Баттиста Пиранези[8], Ричард Уилсон[9] и Луиджи Ванвителли. О ней писал Гёте[10]. Храм упоминается в четвёртой песне сочинения Дж. Г. Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» (IV, 66). Вероятно, первое исследование здания было опубликовано еще в середине XVIII века итальянским историком Ридольфино Венути[итал.]*[11]. На тему храма писали диссертации и монографии[12][13].

Однако археологические исследования XX века показали, что сооружение было построено с основания как христианская церковь. В 1970 году Джадсон Эмерик доказал, что строительство храма проходило в два этапа, в течение IV—V или VII веков[14]. Сначала на этом месте возвышалось небольшое здание с коробовым сводом, глубоко врезанное в склон возвышавшегося позади скалистого холма. Вскоре после этого храм был расширен апсидой с восточной стороны, тремя входными портиками в «римско-коринфском» стиле с запада.