Ванвителли, Луиджи


Луи́джи Ванвите́лли (итал. Luigi Vanvitelli; 12 мая 1700, Неаполь — 1 марта 1773, Казерта) — итальянский рисовальщик, живописец и архитектор; представитель переходного стиля от позднего барокко к неоклассицизму. Работал в Анконе и Риме, был придворным архитектором неаполитанских Бурбонов. Построил самое большое здание XVIII века — Королевский дворец в Казерте. В 2016 году его именем назван Университет компании «Луиджи Ванвителли».

Луиджи родился в Неаполе 12 мая 1700 года в семье голландского живописца-пейзажиста, мастера ведуты, романиста Гаспара ван Виттела, который около 1675 года поселился в Риме, стал известен в Италии как Гаспаре Ванвителли, и Анны Лоренцани, дочери литератора Джованни Андреа. С 1699 по 1702 годы Гаспаре Ванвителли работал в Неаполе на стройке Королевского дворца по приглашению испанского вице-короля Луис Франциско де ла Серда и Арагон, 9-го герцога Мединасели; в честь вице-короля мальчику дали имя Луиджи. В следующем году родители переехали в Рим, где они затем жили постоянно.

Вначале Луиджи учился живописи под руководством отца, получившего в 1716 году третью премию Академии Святого Луки в Риме, затем начал изучение «перспективного рисунка» и архитектуры благодаря дружбе отца с архитектором Филиппо Юваррой. Отец часто передавал мальчику свои альбомы с рисунками, а также его деда по материнской линии Андреа Лоренцани, поощряя его продолжать обучение. Со временем Луиджи Ванвителли также смог создать свою собственную школу, основанную на «эрудированном классицизме», полученном в результате непосредственного изучения античных памятников Вечного города[6].

В молодости Луиджи работал со своим учителем Никколо Сальви над расширением Палаццо Киджи-Одескальки, в постройке которого ранее принимал участие Джованни Лоренцо Бернини[7], и с ним же разработал проект капеллы для церкви Святого Роха в Лиссабоне (Португалия). В это же время Ванвителли достиг значительных успехов в живописи, театрально-декорационном искусстве и фресковых росписях в архитектуре. Он, в частности, писал фрески в капелле церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере. Однако после первых шагов в качестве сценографа и живописца, в 1726 году Ванвителли был назначен помощником архитектора Дж. Антонио Валерио на работах в соборе Святого Петра в Ватикане.

В 1728 году Ванвителли был принят члены философско-литературной Академии Аркадия под вызывающим воспоминания именем Клеанте Фидиако, изменённым примерно в 1764 году на Архимед Фидиако (по традиции аркадийцам давали вымышленные имена). Ванвителли, однако, был чужд писательскому ремеслу, и ему с сожалением пришлось сочинить «нелепый сонет» (как он сам его определил), который впоследствии был опубликован в 1764 году в сборнике аркадских стихов; гораздо более подходящим для его интересов было поступление в 1733 году в Академию Святого Луки[8].