Христианская топография


«Христианская топография» (др.-греч. Χριστιανικὴ Τοπογραφία) — приписываемое византийскому купцу Косме Индикоплову произведение, написанное в VI веке и представляющее одно из первых известных христианских описаний мира. В этом своеобразном произведении, не укладывающемся в обычные рамки византийской литературы VI века, соединены воедино записки путешественника, естественнонаучный труд по географии, биологии, астрономии и философско-богословский трактат, затрагивающий религиозные споры той эпохи[1].

«Христианская топография» была известна на Руси начиная с домонгольского периода и относится многими исследователями к числу наиболее популярных и авторитетных книг допетровского времени[2].

Об авторе произведения известно немногое, даже его имя, скорее всего, не известно. Сам себя автор в тексте рукописи называет просто Христианин. Источники начиная с XI века считают автором Топографии Козьму Индикоплевста (др.-греч. Κοσμᾶς Ἰνδικοπλεύστης, Козьма, плававший в Индию). Только одна из трёх известных рукописей, хранящаяся во флорентийской библиотеке Лауренциана, упоминает имя автора — Козьма, весьма распространённое в Египте. Однако многочисленные исследователи считают, что это, скорее всего, либо прозвище, либо выдумка переписчика, связавшего имя автора с предметом его рассмотрения (др.-греч. κόσμος). Другим исследователям такая точка зрения кажется не достаточно обоснованной, поскольку в таком случае имя автора было бы, скорее, Cosmicus[4].

Несмотря на то, что в тексте встречаются явные указания на египетское или, более определённо, александрийское происхождение автора, этот момент также подвергается сомнению. Религиозные взгляды Козьмы и методы его экзегетики ближе к антиохийским или восточно-сирийским. Эту теорию подтверждает краткое упоминание в армянском географическом трактате VII века, называющая автором Христианской топографии некоего Константина Антиохийского. Однако, в отличие от Александрии, Антиохия почти в книге не упоминается, и отсылки к сирийской теологии могут быть связаны с восприятием автором идей несторианского патриарха Мар Абы I[5].

Согласно мнению, ставшему господствующим после работ де Монфокона и де Лакроза[6], Козьма был несторианином. В подтверждение этому приводятся собственные слова Козьмы, называющего себя учеником известных последователей Нестория — Мар Абы (принявшего греческое имя Патрикий), Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуестийского и другом несторианского богослова Фомы Эдесского[1]. Рассуждая о Христе и воплощении, Козьма употребляет несторианские формулировки. Косвенным подтверждением также является одобрение им распространения христианства на Восток и непричисление несторианства к ересям. Польская исследовательница В. Вольска-Конюс[польск.] полагает, что взгляды Козьмы весьма далеки от более раннего персидского несторианства Нарсая и слабоотличимы от константинопольской версии православия[7].