Цвингли, Ульрих


У́льрих Цви́нгли (Huldrych или Ulrich Zwingli; 1 января 1484, Вильдхаус, кантон Санкт-Галлен — 11 октября 1531, Каппель-на-Альбисе, кантон Цюрих) — христианский философ и гуманист, предводитель реформации в Швейцарии, автор трудов О божественной и человеческой Справедливости (1523) и Провидения (1530).

Родился в 1484 году, проходил обучение во Вьене и Базеле. Продолжил обучение после получения должности пастора в Гларусе и Айнзидельне, где познакомился с трудами Эразма Роттердамского. В 1519 году Цвингли стал пастором Гросмюнстера в Цюрихе, где начал проповедовать идеи реформирования Католической церкви. В его первом публичном диспуте в 1522 году во время Великого поста, он раскритиковал католическую практику поста. В своих произведениях выступал против коррупции в церкви, целибата и использования икон для поклонения во время богослужений. В 1525 году он разработал новый порядок богослужения с совершением причастия, чтобы заменить католическую мессу. Также он противостоял анабаптистам и начал их преследование. Историки ещё не пришли к единому мнению о том, можно ли считать форму управления Цюриха в тот период теократией[1].

Реформация распространилась по всей Швейцарской конфедерации, и лишь некоторые кантоны остались католическими. Цвингли сформировал союз протестантских кантонов, который разделил Конфедерацию на сторонников Реформации и католицизма и в 1529 едва удалось предотвратить войну между ними. Между тем, идеи Цвингли привлекли внимание Мартина Лютера и других реформаторов. Для обсуждения они встретились в Маргбурге, где оказалось, что они согласны по всем пунктам вероучения, кроме учения о причастии.

В 1531 году протестантский союз Цюриха начал неудачную продовольственную блокаду католических кантонов. В ответ на это, католические кантоны начали военное вторжение. Цвингли погиб в битве при Каппеле. Его идеи оказали большое влияние на вероучение, порядок богослужения и церковное устройство Реформатских церквей.

Швейцарская Конфедерация во время Ульриха Цвингли состояла из 13 государств-кантонов, а также зависимых областей и общих владений (см. карту). В отличие от современной Швейцарии, каждый из 13 кантонов был практически независимым, ведя самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Каждый кантон самостоятельно заключал союзы внутри и вне Конфедерации. Во время Реформации, эта независимость послужила предпосылкой для конфликта между кантонами, которые поддерживали и отвергали Реформацию[2].