Церковь Николая Чудотворца «Красный звон»


Це́рковь Никола́я Чудотво́рца «Кра́сный звон» (или у кра́сных колоколо́в) — православный храм в Китай-городе в Москве. Относится к Иверскому благочинию Московской епархии Русской православной церкви, имеет статус патриаршего подворья. Название происходит от красивого звона колоколов храма, в числе которых был колокол с изображением трех лилий, с буквами L. Т., с пометою 1673 годом и с неразборчивою латинскою надписью, предположительно взятый царём Алексеем Михайловичем в качестве трофея во время Польской войны. В настоящее время колокол находится в музее «Коломенское».

Главный престол храма освящён в честь Рождества Пресвятой Богородицы, северный придел — во имя Зосимы и Савватия Соловецких, южный придел — во имя Николая Чудотворца (не действует).

Первое упоминание каменной церкви относится к 1561 году. В 1626 году погорела, после чего была обновлена. В 1691 году она опять была обновлена на средства купца Григория Твердикова, но всё-таки продолжала сохранять характер постройки XVI века.

Храм был известен тем, что рядом с его алтарём была захоронена голова Алексея Соковнина — начальника Конюшенного приказа, который в 1697 году участвовал в заговоре против Петра I и был за это четвертован на Болотной площади. Его родственники вытребовали останки, но они уже были отправлены властями в «убогий дом», поэтому была погребена с почестями лишь отсечённая голова.

В 1854 году старая церковь с её приделами была разобрана, и на её месте в 1858 году купцом Василием Антоновым Поляковым выстроен нынешний храм, освящённый 2 ноября. Автор здания неизвестен, но им мог быть либо составитель сметы архитектор Александр Шестаков или Николай Козловский, по проекту которого был построен иконостас.

22 февраля 1923 году храм был передан маргинальной обновленческой группе «Свободная трудовая церковь», которую возглавляли Иоанникий (Смирнов) и поэт-анархист Святогор[1]. Формально причиной передачи храма послужило несоблюдение договора аренды. Снискав славу странного и подозрительного движения, привлекавшего к себе «разный сброд», проводившего митинги «самого базарного уровня» и пользовавшегося у верующих авторитетом «весьма слабым», СТЦ просуществовала примерно до 1925 года[2].