Церковь Сан-Моизе


Церковь Сан-Моизе (итал. Basilica di San Moise) — церковь в стиле барокко в сестиере (районе) Сан-Марко в Венеции. Расположена недалеко от площади Сан-Марко. Рядом находился одноимённый исторический оперный театр Сан-Моизе[1].

Согласно древним хроникам, первое здание было возведено в конце VIII века семьями Артиджери и дельи Скопарии и первоначально было посвящено святому Виктору (San Vittore). В 947 году церковь была перестроена венецианским патрицием Моизе Вальером (Moisè Valier), который пожелал посвятить её своему небесному покровителю святому Моисею.

Церковь, неоднократно становившаяся жертвой бушевавших в Венеции пожаров, была перестроена в 1105 году и полностью обновлена после пожара 1632 года на пожертвование прокуратора Винченцо Фини. Зарегистрирована как приходская в XIII веке. В XIV в. к церкви добавлена кирпичная кампанила (колокольня) с оригинальным сквозным верхним ярусом. По заказу семьи Фини церковь была перестроена в 1682 году архитектором Алессандро Треминьоном[2].

В 1810 году приход Сан-Моизе был упразднён указом Наполеона Бонапарта и включён в состав прихода Сан-Марко. Приход Сан-Моизе воссоздан в 1967 году, когда базилика была зарезервирована для патриаршего капитула. Его нынешняя территория включает церкви Санта-Мария-дель-Джильо (ректориальная), Сан-Фантин (викарийная) и Санта-Кроче-дельи-Армени, где совершается армяно-католический обряд.

Фасад этой необычной церкви представляет собой некое подобие театральной декорации в стиле барокко, созданной с целью прославления семьи Фини. Как остроумно заметила историк искусства С. Н. Всеволожская, церковь «напоминает громоздкую шкатулку, отягчённую огромным количеством декоративных деталей. Над входом красуется воздвигнутый на нелепый обелиск скульптурный портрет Винченцо Фини; над боковыми дверями бюсты ещё двух Фини»[3].

Перегруженный скульптурами и орнаментами фасад выполнен скульптором Генрихом Мейрингом (Энрико Меренго) и воспевает коммерческие успехи жертвователей. В центре фронтона — герб рода Фини. Первоначальная композиция была ещё более помпезной, некоторые скульптурные детали были утрачены с течением времени, а в XIX веке фасад, состояние которого внушало тревогу из-за большой нагрузки, было решено облегчить, и часть украшений и скульптур были демонтированы[4].