Цыганология


Цыганоло́гия (цыганове́дение, роми́стика) — междисциплинарная область исследований цыган, включая цыганский язык, цыганские социумы, цыганскую культуру, историю и прочее. В качестве области научных исследований развивается с последней четверти XVIII века. В качестве научной специализации выделились с 1990-х годов, в первую очередь в области лингвистики, социокультурной антропологии, этнологии и истории[1].

В международной сфере область исследований называется англ. Romani studies, также romology. Во франкоязычной литературе – tsiganilogie, в Восточной Европе – цыганология, ромистика[1].

Цыганология зарекомендовала себя как изолированная область научных исследований. На исследователей, изучавших цыган, влияли в том числе материалы официальных хроник и других письменных источников, иногда являвшиеся их единственными источниками информации. С самого начала цыганология способствовала созданию концепции, лексикона и образов полярности между «белыми» европейцами и цыганами. Цыганологи не считали цыган принадлежащими к европейским гражданам, понимаемым как христиане и «белые». Цыгане понимались как «отдельная раса без религии и, возможно, также без морали, которая на протяжении веков жила среди высших наций». Другие учёные противопоставляли «цивилизованные» и «высшие» нации Европы и «цыганскую» «особую» расе, устанавливая иерархию, напряжённость и противостояние между ними. Отнесение цыган к низшей, подчинённой расе закрепило «белые» культурные нормы в качестве стандарта, отталкиваясь от которого описывались цыгане. Учёные сформировали образ смуглого, нецивилизованного, ленивого, необразованного странника и преступника. Уже к 1886 году Дэвид МакРитчи заметил, что, несмотря на большое количество книг, написанных о цыганах, большинство из них воспроизводят и повторяют одни и те же образы и лексику, по большей части дегуманизирующие[2].