Чаша из черепа


Чаша из черепа, чаша-череп — посуда для питья или еды, сделанная из свода человеческого черепа. Использование черепов в качестве ритуальных кубков или трофеев известно на протяжении всей истории у разных народов, на Западе эта традиция чаще всего ассоциируется с кочевниками евразийской степи.

Старейшая чаша-череп прямо датирована 14700 годом до настоящего времени[1] (12750 год до н. э.) и происходит из пещеры Гофа, Сомерсет, Англия. Чаши-черепа отличаются от обычных остатков черепа наличием следов от порезов при удалении плоти и следов обработки для получения ровного края[2].

Старейшие упоминания о чашах из черепа в китайских летописях относятся к концу периода Вёсен и Осеней, когда победители битвы под Цзиньяном в 453 году до н. э. сделали винный кубок из черепа врага.[3]

Позже «Исторические записки» сообщают об этой практике у древних хунну на территории современной Монголии. Лаошан, сын вождя хунну Модэ, убил царя юэчжи около 162 г. до н. э. и в соответствии с традицией сделал из его черепа кубок.[4] В биографии дипломата Чжана Цяня, описанной в «Ханьшу»[5], упоминается, что этот кубок использовали при заключения хунну договора с двумя ханьскими послами во время правления императора Юань-ди (49-33 до н. э.). Для скрепления соглашения китайские послы вместе с вождями выпили кровь из чаши-черепа.

В 1510 году Шах Исмаил I разгромил и убил Мухаммеда Шейбани, основателя Шейбанидского государства на территории современного Узбекистана. Шах приказал расчленить тело Шейбани и отправить части по регионам государства для демонстрации, из черепа сделали кубок, покрытый золотом и украшенный драгоценными камнями.

В Японии знаменитый военачальник Ода Нобунага в начале 1570-х предпринял ряд походов против кланов Адзаи и Асакуры. После побед при осаде замков Одани и Итидзёдани в 1573 году он взял с собой головы Адзаи Нагамасы, его отца Хисамасы и Асакуры Ёсикагэ, чтобы выставить их на обозрение, а затем из них были изготовлены чаши для саке[6]. В отличие от глубоких чаш в других культурах, японские черепа-чаши мелкие и похожи на блюдца. Они вырезаются из верхушки черепа, полируются и покрываются сусальным золотом. Готовые чаши устанавливают в отверстие черепа, из которого их вырезали, вогнутой стороной вверх. Нобунага показывал черепа своим вассалам и пил саке из чаш, чтобы показать судьбу тех, кто идёт против него или предаёт[7]. Все три черепа, вероятно, были утеряны после разрушения замка Адзути в 1582 году.