Чекрыгин, Василий Николаевич


Васи́лий Никола́евич Чекры́гин (6 [18] января 1897 года[4], Жиздра, Калужская губерния — 3 июня 1922 года, станция Мамонтовка, Московская область) — русский живописец, график, один из основателей и наиболее ярких художников «Маковца»[5].

Детство провёл в Киеве. Обучался в иконописной школе при Киево-Печерской лавре и четырёхклассном городском училище (курс обучения 6 лет). Работал помощником ретушера в фотографической мастерской. В тринадцать лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Около 1913 года познакомился с Владимиром Маяковским, Давидом Бурлюком, Львом Шехтелем (Жегиным). Являясь ближайшим другом Л. Жегина, постоянно жил в семье его отца — архитектора Ф. О. Шехтеля[6].

Первым иллюстрировал и отпечатал в технике литографии стихи В. Маяковского Книга «Я!» была издана тиражом 300 экземпляров. Зимой 1913—1914 года выставил несколько своих новаторских работ на XXXV (Юбилейной) выставке МУЖВЗ. Скандал и годовое лишение стипендии заставляют Чекрыгина прекратить обучение. Покинув стены МУЖВЗ, он участвовал в выставке «№ 4», организованной Михаилом Ларионовым, и путешествовал по Европе вместе с Львом Жегиным (Вена, Мюнхен, Париж, Гетари, Сан-Себастьян). Возвратившись в Россию, иллюстрировал военные частушки Маяковского и «Персидские сказки» для издательства Некрасова. В конце 1915 г. записывается вольноопределяющимся. В составе пулемётной бригады воюет под Двинском. В 1918 году входит в состав Комиссии по охране художественных ценностей. Снова поступает на военную службу, работает в высшей школе военной маскировки. Павел Кузнецов устраивает Чекрыгина в «Детский театр», которым руководила Генриетта Паскар. Затем следует работа в отделе плаката «ИЗО» Наркомпроса, чтение лекций по линии Наркомпроса в Государственных свободных художественно-технических мастерских. в июле 1920 г. художник женится на Вере Викторовне Беренштам-Котовой.[7]

В начале 1920-х годов творчество художника переживает расцвет. Чекрыгин создает несколько графических циклов «Расстрел» (1920), «Сумасшедшие» (1921), «Голод в Поволжье» (1922) и «Воскрешение мёртвых» (1921—1922). Активно участвует в организации и написании будущего манифеста союза художников и поэтов «Искусство-жизнь» («Маковец»). Среди теоретических работ Чекрыгина наибольшую известность получил труд «О Соборе Воскрешающего музея» (1921), посвященный памяти философа Николая Федорова.

Творческий и жизненный путь художника оборвался очень рано. В возрасте двадцати пяти лет Чекрыгин трагически погиб, попав 3 июня 1922 года под поезд на станции Мамонтовка. Умер сразу, на руках жены — Веры Викторовны (в девичестве Котовой-Бернштам; 1894—1952). Был похоронен 6 июня на погосте вблизи деревни Акулово на Боголюбском кладбище, рядом с захоронениями Шариковых-Рабенек. 5 мая 2021 года могила художника была идентифицирована[8].