Челести, Андреа


Андре́а Челе́сти (итал. Andrea Celesti ; 1637, Венеция — 1712, Тосколано) — итальянский живописец венецианской школы академического направления близкий течению тенебризма. Наследник венецианских колористов, он разрабатывал традиционные для эпохи барокко темы религиозно-мифологических сюжетов. Позднее его красочные приёмы[1] использовали живописцы французского стиля рококо[2].

Андреа Челести родился в 1637 году в Венеции. Сын художника англ. Стефано Челести (известны работы после 1635, ум. после 1659), Андреа брал первые уроки живописи у своего отца. Затем он обучался в мастерской венецианского маньериста англ. Маттео Панцоне (Zanetti)[3] (ок. 1586 — после 1663; художника родом из Далмации, некогда учившегося у Джакомо Пальмы младшего). Позднее, Андреа продолжил обучение у англ. Себастьяно Маццони (Temanza), ок. 1611—1678.

В Венеции Андреа Челести быстро развился в преуспевающего, обласканного художника. Он так хорошо исполнял большие заказы, что дож Альвизе Контарини удостоил его звания кавалера[4] в 1681 году.

На первых шагах в его живописи заметно увлечение караваджистским натурализмом, эффектами тенебризма. Но постепенно, в том числе под воздействием другого удачливого венецианского живописца, прославившегося стремительным темпом работы, Луки Джордано, краски в его полотнах обретают бо́льшую звучность за счёт просвечивающего сквозь прозрачный слой красноватого светлого грунта.

Приближённость к высшей власти в Венецианской республике обеспечивала постоянную занятость и самому художнику, и его боттеге, но со смертью покровительствовавшего ему дожа, Андреа Челести покидает Венецию (говорили даже о его изгнании, что не было бы удивительно, если подумать, скольких врагов он нажил в годы процветания). В 1688 году художник поселяется в Тосколано, на берегу озера Гарда в Ломбардии. Здесь Андреа Челести активно работает над большими росписями в местных церквах и виллах. Около 1700 года Челести вернулся в Венецию, где он вновь создал мастерскую.

Праздничная, вдохновенная интонация его красок подчёркивается сказочной декоративностью общей атмосферы, ассоциирующейся с театральной постановкой.